Купить PDF-версию
22:23 | 22 ноября, Пт
Махачкала
X
09:15 26.03.2024

Встреча с Натальей Вавиловой

На рубеже 80-х годов прошлого века в СССР было много талантливых и красивых актрис, но Наталью Вавилову (на снимке) многие считали эталоном женской красоты. Зрители запомнили ее в основном по роли Александры в легендарном фильме «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. Однако были и другие картины: «Розыгрыш», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Ученик пекаря», «Не ходите, девки, замуж», «Стервятники на дорогах»...

Родилась она в январе 1959 года в Москве. Проживала на Ленинском проспекте, недалеко от киностудии «Мосфильм». Каждый день видела знаменитых артистов и мечтала поступить в театральный вуз. Но родители не одобряли её выбор.

– Забудь об этом, – сердито выговаривал отец. – Поступай лучше на юридический. Быть юристом – престижно. Тебя будут уважать все. А еще это стабильный доход…

– Хорошо, – нехотя соглашалась Наталья, а сама всё равно мечтала о театральном вузе.

В один прекрасный день совершенно случайно ее в магазине увидела режиссер Юлия Солнцева, которая собиралась снимать фильм «Такие высокие горы».

Наталья Вавилова потом вспоминала:

«Юлия Ипполитовна сказала, что ищет красивую девочку. Времени, мол, мало, приходи, пожалуйста, на пробы. Я ответила, что и сама мечтаю быть актрисой, но родители не хотят. Она посоветовала ничего не говорить им. Я так и сделала. И потом была удивлена, что меня утвердили…»

Чтобы девушку отпустили на съемки, пришлось режиссеру самой уговаривать родителей. Даже пообещала, что гонорар заплатит хороший, хотя сниматься надо было лишь в эпизоде.

В итоге отец согласился. После съемок фотография актрисы попала в картотеку, и ее стали часто приглашать на пробы.

***

Когда Наталья Вавилова пришла с мужем режиссером Самвелом Гаспаровым выступать перед студентами Литинститута, то все были несказанно рады их видеть, а ректор вуза – немного удивлен. Оказывается, он несколько раз приглашал актрису на встречу со студентами, но та всякий раз отказывалась. И тут вдруг такой сюрприз.

– Прийти сюда меня уговорил супруг, – призналась Наталья Дмитриевна.

– А почему отказывались?

– Потому что моя карьера в кино закончилась. Сказать по правде, не очень красиво закончилась. Ворошить прошлое не хочется, мне сделали больно. В 1990 году я получила травму на съемках одной исторической картины. Режиссер сказал, что будет ждать моего полного выздоровления, но… слово не сдержал. Взял другую актрису. Считаю это предательством. Тогда я и решила уйти из кинематографа. В 1991-м снялась в последней своей картине, которая называется «Дело Сухово-Кобылина».

– А вы долго уговаривали супругу прий­ти к нам? – спросили у Самвела Владимировича.

Он чуть заметно улыбнулся:

– Да, долго. Дело в том, что я когда-то хотел поступать в Литературный институт, как и Шукшин. Но у меня не было в то время достойных произведений, чтобы представить на литературный конкурс. Пошел в итоге учиться на режиссера. Однако часто приходил сюда и интересовался у студентов, есть ли хорошие рассказы, по которым можно написать сценарий, чтобы затем снять фильм. К сожалению, не попалось такое произведение. Я весьма щепетилен в этом плане. Поэтому сам был вынужден писать сценарии. И считаю, что некоторые были удачные.

Тут и я задал вопрос, который меня очень интересовал:

– Скажите, пожалуйста, кто снимал фильм «Ожерелье для моей Серминаз» по повести дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара: вы или Тенгиз Абуладзе?

– Тенгиз Абуладзе.

– Дело в том, что в некоторых источниках вы указаны как главный режиссер.

– Нет, я был его помощником. Это было в 1971 году. После этого я и принял твердое решение стать режиссером.

***

Большинство же вопросов адресовали Наталье Дмитриевне.

– С каким актером вам было интереснее всего сниматься? Кого считаете самым талантливым?

Вавилова ответила не задумываясь:

– Конечно, Алексея Владимировича…

– Баталова?

– Именно. Думаю, никто бы так хорошо не сыграл Гогу в картине «Москва слезам не верит».

– Почему?

– Потому что многие пробовались. А Владимир Меньшов – режиссер требовательный.

– Кто пробовался?

– Виталий Соломин, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, Леонид Дьячков. И даже Высоцкий, который дружил с Меньшовым.

– Правда ли, что ваших родителей приходилось каждый раз уговаривать, чтобы отпускали на съемки?

– Это так, – кивнула актриса. – Приходил как-то и сам Баталов. Но даже после этого родители сомневались: отпускать или нет? И только Меньшов смог их убедить.

***

За беседой не заметили, как быстро пролетело время. Наталья Вавилова и Самвел Гаспаров поблагодарили ректора за приглашение и стали прощаться с аудиторией.

Мы поинтересовались:

– А еще придете?

Актриса улыбнулась:

– Может быть. Если хорошо попросите.

– Просим! – почти в унисон радостно воскликнули студенты.

Статьи из «Культура»

Этника с современностью

13
Не просто пройтись по подиуму, а создать атмосферу праздника с национальным колоритом. Автор...

Главный пехлеван Дагестана

15
«Хождение по канату учит преодолевать себя. Когда делаешь прыжок, работает каждая жила. Это...

Творческие пересечения

7
В Махачкале прошел форум современной музыки «Творческие пересечения», который при...

Сумасшедшая любовь литературного гения

2440
Совсем недавно наша страна отметила 210-летие со...

Классный праздник!

5
Крепкая семья – основа общества, а ее благополучие и стабильность напрямую влияют на...

Следствие ведёт Эльза Леждей

34
Роль эксперта Зинаиды Кибрит в советском детективном телесериале «Следствие ведут знатоки»...

Быт и природа родного края

27
На очередной выставке художников-юбиляров были представлены произведения 14 мастеров. Это...

Комедия с ноткой грусти

58
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

«Нарву цветов и подарю букет…»

37
Все поклонники творчества известного певца и композитора...

Бренд и место силы

107
Одним из главных событий дагестанской «Ночи искусств» стало открытие в галерее Театра...

Зажигаем звёзды

33
Финалисты международного танцевального конкурса «Зажигай» аплодировали друг другу стоя,...

Мечта – это реальность

118
Говорят, когда судьба что-то забирает у человека, она дает ему взамен нечто другое. Наша...