Встреча с Натальей Вавиловой
На рубеже 80-х годов прошлого века в СССР было много талантливых и красивых актрис, но Наталью Вавилову (на снимке) многие считали эталоном женской красоты. Зрители запомнили ее в основном по роли Александры в легендарном фильме «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. Однако были и другие картины: «Розыгрыш», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Ученик пекаря», «Не ходите, девки, замуж», «Стервятники на дорогах»...
Родилась она в январе 1959 года в Москве. Проживала на Ленинском проспекте, недалеко от киностудии «Мосфильм». Каждый день видела знаменитых артистов и мечтала поступить в театральный вуз. Но родители не одобряли её выбор.
– Забудь об этом, – сердито выговаривал отец. – Поступай лучше на юридический. Быть юристом – престижно. Тебя будут уважать все. А еще это стабильный доход…
– Хорошо, – нехотя соглашалась Наталья, а сама всё равно мечтала о театральном вузе.
В один прекрасный день совершенно случайно ее в магазине увидела режиссер Юлия Солнцева, которая собиралась снимать фильм «Такие высокие горы».
Наталья Вавилова потом вспоминала:
«Юлия Ипполитовна сказала, что ищет красивую девочку. Времени, мол, мало, приходи, пожалуйста, на пробы. Я ответила, что и сама мечтаю быть актрисой, но родители не хотят. Она посоветовала ничего не говорить им. Я так и сделала. И потом была удивлена, что меня утвердили…»
Чтобы девушку отпустили на съемки, пришлось режиссеру самой уговаривать родителей. Даже пообещала, что гонорар заплатит хороший, хотя сниматься надо было лишь в эпизоде.
В итоге отец согласился. После съемок фотография актрисы попала в картотеку, и ее стали часто приглашать на пробы.
***
Когда Наталья Вавилова пришла с мужем режиссером Самвелом Гаспаровым выступать перед студентами Литинститута, то все были несказанно рады их видеть, а ректор вуза – немного удивлен. Оказывается, он несколько раз приглашал актрису на встречу со студентами, но та всякий раз отказывалась. И тут вдруг такой сюрприз.
– Прийти сюда меня уговорил супруг, – призналась Наталья Дмитриевна.
– А почему отказывались?
– Потому что моя карьера в кино закончилась. Сказать по правде, не очень красиво закончилась. Ворошить прошлое не хочется, мне сделали больно. В 1990 году я получила травму на съемках одной исторической картины. Режиссер сказал, что будет ждать моего полного выздоровления, но… слово не сдержал. Взял другую актрису. Считаю это предательством. Тогда я и решила уйти из кинематографа. В 1991-м снялась в последней своей картине, которая называется «Дело Сухово-Кобылина».
– А вы долго уговаривали супругу прийти к нам? – спросили у Самвела Владимировича.
Он чуть заметно улыбнулся:
– Да, долго. Дело в том, что я когда-то хотел поступать в Литературный институт, как и Шукшин. Но у меня не было в то время достойных произведений, чтобы представить на литературный конкурс. Пошел в итоге учиться на режиссера. Однако часто приходил сюда и интересовался у студентов, есть ли хорошие рассказы, по которым можно написать сценарий, чтобы затем снять фильм. К сожалению, не попалось такое произведение. Я весьма щепетилен в этом плане. Поэтому сам был вынужден писать сценарии. И считаю, что некоторые были удачные.
Тут и я задал вопрос, который меня очень интересовал:
– Скажите, пожалуйста, кто снимал фильм «Ожерелье для моей Серминаз» по повести дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара: вы или Тенгиз Абуладзе?
– Тенгиз Абуладзе.
– Дело в том, что в некоторых источниках вы указаны как главный режиссер.
– Нет, я был его помощником. Это было в 1971 году. После этого я и принял твердое решение стать режиссером.
***
Большинство же вопросов адресовали Наталье Дмитриевне.
– С каким актером вам было интереснее всего сниматься? Кого считаете самым талантливым?
Вавилова ответила не задумываясь:
– Конечно, Алексея Владимировича…
– Баталова?
– Именно. Думаю, никто бы так хорошо не сыграл Гогу в картине «Москва слезам не верит».
– Почему?
– Потому что многие пробовались. А Владимир Меньшов – режиссер требовательный.
– Кто пробовался?
– Виталий Соломин, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, Леонид Дьячков. И даже Высоцкий, который дружил с Меньшовым.
– Правда ли, что ваших родителей приходилось каждый раз уговаривать, чтобы отпускали на съемки?
– Это так, – кивнула актриса. – Приходил как-то и сам Баталов. Но даже после этого родители сомневались: отпускать или нет? И только Меньшов смог их убедить.
***
За беседой не заметили, как быстро пролетело время. Наталья Вавилова и Самвел Гаспаров поблагодарили ректора за приглашение и стали прощаться с аудиторией.
Мы поинтересовались:
– А еще придете?
Актриса улыбнулась:
– Может быть. Если хорошо попросите.
– Просим! – почти в унисон радостно воскликнули студенты.