X
09:15 26.03.2024

Встреча с Натальей Вавиловой

На рубеже 80-х годов прошлого века в СССР было много талантливых и красивых актрис, но Наталью Вавилову (на снимке) многие считали эталоном женской красоты. Зрители запомнили ее в основном по роли Александры в легендарном фильме «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. Однако были и другие картины: «Розыгрыш», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Ученик пекаря», «Не ходите, девки, замуж», «Стервятники на дорогах»...

Родилась она в январе 1959 года в Москве. Проживала на Ленинском проспекте, недалеко от киностудии «Мосфильм». Каждый день видела знаменитых артистов и мечтала поступить в театральный вуз. Но родители не одобряли её выбор.

– Забудь об этом, – сердито выговаривал отец. – Поступай лучше на юридический. Быть юристом – престижно. Тебя будут уважать все. А еще это стабильный доход…

– Хорошо, – нехотя соглашалась Наталья, а сама всё равно мечтала о театральном вузе.

В один прекрасный день совершенно случайно ее в магазине увидела режиссер Юлия Солнцева, которая собиралась снимать фильм «Такие высокие горы».

Наталья Вавилова потом вспоминала:

«Юлия Ипполитовна сказала, что ищет красивую девочку. Времени, мол, мало, приходи, пожалуйста, на пробы. Я ответила, что и сама мечтаю быть актрисой, но родители не хотят. Она посоветовала ничего не говорить им. Я так и сделала. И потом была удивлена, что меня утвердили…»

Чтобы девушку отпустили на съемки, пришлось режиссеру самой уговаривать родителей. Даже пообещала, что гонорар заплатит хороший, хотя сниматься надо было лишь в эпизоде.

В итоге отец согласился. После съемок фотография актрисы попала в картотеку, и ее стали часто приглашать на пробы.

***

Когда Наталья Вавилова пришла с мужем режиссером Самвелом Гаспаровым выступать перед студентами Литинститута, то все были несказанно рады их видеть, а ректор вуза – немного удивлен. Оказывается, он несколько раз приглашал актрису на встречу со студентами, но та всякий раз отказывалась. И тут вдруг такой сюрприз.

– Прийти сюда меня уговорил супруг, – призналась Наталья Дмитриевна.

– А почему отказывались?

– Потому что моя карьера в кино закончилась. Сказать по правде, не очень красиво закончилась. Ворошить прошлое не хочется, мне сделали больно. В 1990 году я получила травму на съемках одной исторической картины. Режиссер сказал, что будет ждать моего полного выздоровления, но… слово не сдержал. Взял другую актрису. Считаю это предательством. Тогда я и решила уйти из кинематографа. В 1991-м снялась в последней своей картине, которая называется «Дело Сухово-Кобылина».

– А вы долго уговаривали супругу прий­ти к нам? – спросили у Самвела Владимировича.

Он чуть заметно улыбнулся:

– Да, долго. Дело в том, что я когда-то хотел поступать в Литературный институт, как и Шукшин. Но у меня не было в то время достойных произведений, чтобы представить на литературный конкурс. Пошел в итоге учиться на режиссера. Однако часто приходил сюда и интересовался у студентов, есть ли хорошие рассказы, по которым можно написать сценарий, чтобы затем снять фильм. К сожалению, не попалось такое произведение. Я весьма щепетилен в этом плане. Поэтому сам был вынужден писать сценарии. И считаю, что некоторые были удачные.

Тут и я задал вопрос, который меня очень интересовал:

– Скажите, пожалуйста, кто снимал фильм «Ожерелье для моей Серминаз» по повести дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара: вы или Тенгиз Абуладзе?

– Тенгиз Абуладзе.

– Дело в том, что в некоторых источниках вы указаны как главный режиссер.

– Нет, я был его помощником. Это было в 1971 году. После этого я и принял твердое решение стать режиссером.

***

Большинство же вопросов адресовали Наталье Дмитриевне.

– С каким актером вам было интереснее всего сниматься? Кого считаете самым талантливым?

Вавилова ответила не задумываясь:

– Конечно, Алексея Владимировича…

– Баталова?

– Именно. Думаю, никто бы так хорошо не сыграл Гогу в картине «Москва слезам не верит».

– Почему?

– Потому что многие пробовались. А Владимир Меньшов – режиссер требовательный.

– Кто пробовался?

– Виталий Соломин, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, Леонид Дьячков. И даже Высоцкий, который дружил с Меньшовым.

– Правда ли, что ваших родителей приходилось каждый раз уговаривать, чтобы отпускали на съемки?

– Это так, – кивнула актриса. – Приходил как-то и сам Баталов. Но даже после этого родители сомневались: отпускать или нет? И только Меньшов смог их убедить.

***

За беседой не заметили, как быстро пролетело время. Наталья Вавилова и Самвел Гаспаров поблагодарили ректора за приглашение и стали прощаться с аудиторией.

Мы поинтересовались:

– А еще придете?

Актриса улыбнулась:

– Может быть. Если хорошо попросите.

– Просим! – почти в унисон радостно воскликнули студенты.

Статьи из «Культура»

10 лет мечте Расула Гамзатова

19
Десять лет для театра – много или мало? А если он необычный, каких в нашей стране раз-два и...

Ихтиандр, который не испугался акул

60
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Секреты художественного мира

10
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Культурная палитра огромной страны

14
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

22
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...

Победила Поэзия

35
«Будет ли третий Турнир поэтов?» – задавались мы вопросом год назад, когда в Театре поэзии во...

Праздник дружбы и единства

7
В минувшую субботу, в День Конституции Дагестана, главного закона, скрепившего единство...

Беззаветно служила Мельпомене

25
10 лет назад ушла из жизни народная артистка России Инесса Алимовна Курумова (на снимке). «Вся...

Неповторимый мир мастера

44
Каждое его полотно – не просто изображение, а трепетный рассказ, где медные кувшины звенят...

«Суета» – зеркало дагестанской жизни

72
Порядка 150 произведений, созданных в разные периоды,...

Музыка стала судьбой

15
Чайковский, Рахманинов, Паганини, Вивальди, Сен-Санс… В Кумыкском театре на днях вновь ожили...

А если бы не это фото?..

73
Иногда один случайный кадр меняет всё. Фотография, сделанная в нужный момент, способна не...