Встреча с поэзией
В Махачкале в третий раз стартовал Республиканский театральный фестиваль-конкурс «Воспевшие Дагестан». Проходит он на площадке Театра поэзии, собственно там, где и зародился в 2016 году. Организаторы этого зрелищного мероприятия – Театр поэзии при содействии Министерства культуры РД под эгидой Союза писателей и Союза театральных деятелей Дагестана проводят его в режиме биеннале – раз в два года.
Участие всех государственных профессиональных театров республики, как показал опыт проведения предыдущих двух фестивалей-конкурсов, способствует развитию театрального искусства, лучших творческих достижений актерского и режиссерского мастерства, возрождению и развитию традиций поэтического театра через поиск новых форм художественных решений, новаторство. А в этом году в связи с ограничением массовых зрелищных мероприятий приходится осваивать и новые формы работы со зрителем в интернет-пространстве через создание видеоверсий спектаклей и театрально-поэтических композиций. Все заявленные программы театров на фестиваль проходят в зале Театра поэзии без зрителей в присутствии жюри и узкого круга профессионалов, журналистов, оператора-транслятора сценического действия.
— Не приходилось мне стоять на этой сцене перед полупустым залом, – говорила, открывая фестиваль, директор Театра поэзии Елена Гарунова. – Но это не значит, что театры с меньшей ответственностью готовились к этому событию, такому важному для нас – организаторов фестиваля и театральных коллективов. Мы будем работать для нашего зрителя и радовать его встречей с вдохновенной поэзией, актерами разных поколений.
Так это и случилось. Русский драматический театр им. М. Горького показал премьеру, подготовленную специально для фестиваля – поэтическую композицию-спектакль по поэме народного поэта Дагестана, лауреата многих литературных премий международного, российского, республиканского масштаба, члена правления и секретаря Союза писателей России Магомеда Ахмедова «Поэт и толпа» с вкраплением других его стихотворений, дополняющих раздумья о месте поэта, поэзии в обществе людей, живших и живущих.
Извечные вопросы человека,
Как эхо повторяются в веках,
Со дня творенья требуют ответа –
В рыданьях, откровеньях и мольбах.
Режиссер этой композиции заслуженный деятель искусств РД Марина Карпачева доверила стихами нашего именитого земляка выразить глубинную мысль произведения молодому составу театра, среди которых два выпускника этого года, Оренбургского театрального вуза, впервые вышедших на дагестанскую сцену.
«Меня хлестал век двадцатый,
Но чем же лучше двадцать первый век?..» – устами молодых вопрошает поэт.
Тема остросовременная, жгучая, живая – каково, где место поэта в жизни народа? Этот серьезный разговор не случайно М.Карпачевой был доверен молодым. Зрительно, в поэтической форме, со сцены прошла история общества советских, российских людей, их беды, болевые точки. Именно такие стихи формируют патриотизм нынешнего поколения. «Мне снится Родина в душе…», — эмоционально наполняют зал молодые голоса.
На открытии фестиваля заместитель министра культуры РД Мурад Гаджиев выразил надежду, что «Воспевшие Дагестан» «откроет» новые имена, представит молодое поколение актеров. Что ж, надежды оправдались. Поэтическую композицию «Взорванный ад» по поэме «Красные жаворонки» народного поэта РД Фазу Алиевой показал творческий коллектив Театра поэзии в содружестве со студентами актерского отделения Даггосуниверситета.
Наш современник Фазу Алиева написала поэму в память о погибших в немецких концлагерях во Вторую мировую войну. Её поэтическое произведение рассказывает о восстании военнопленных в Бухенвальде в 1945 году. «Взорванный ад» (так названа композиция) содержит отрывки из поэмы – одной из самых ярких, глубоких, сильных по эмоциональному воздействию произведений в дагестанской литературе. «Муки зверств фашистских палачей до сих пор «горят и болят», – с горечью говорят молодые люди со сцены. И далее эмоционально, с неослабевающей душевной болью рассказывают о том, как сгорали в мучительном аду узники лагеря смерти, как «рычала и харкала пасть драконья, людьми обжирался коричневый спрут»… Но немецкие борцы и советские бойцы, избрав своим оружием братство и общую ненависть к палачам, восстали, «лишь бы глоток свободы вдохнуть». «Пружиной раскручивалось восстание…» «На каждой вышке строчит пулемёт», – рисуют поэтическую картину молодые артисты, но «впалые щёки, острые скулы» с глазами, жаждущими победы, вырвались из «кровавого балагана» фашистов.
Всего 6 молодых людей, еще не вступавших в профессию актера, так зримо передали борьбу бухенвальдцев, будто сами были участниками тех событий, а спетые ими в финале строки современной песни «моя ладонь превратилась в кулак» вызвали желание встать с ними плечом к плечу, чтобы ни у кого никогда не возникало желания зажечь пожар войны.
В год 75-летия Великой Победы обращение к трагической мощи поэмы Фазу Алиевой «Красные жаворонки» режиссера-постановщика Джамили Мирзаевой, преподавателя 4 курса актерского отделения ДГУ, явило оправданный выбор этого произведения. В постановке было гармонично соблюдено триединство – поэзия, музыка, пластика, и они были сценически грамотным дополнением к страстной музыке.
Компетентное жюри «Воспевших Дагестан» под председательством Тамерлана Сабанова, заслуженного артиста РФ, лауреата РФ, лауреата российских премий, режиссера Северо-Осетинского академического театра им. В.Тхапсаева после каждого представления спектакля, поэтической композиции профессионально, с четкими замечаниями, рекомендациями, пожеланиями высказывало мнение, которое поможет справедливо подвести итоги фестиваля – конкурса драматических театров в республике.