Встречаемся на «Вернисаже»
Середина осени в театральной жизни республики ознаменовалась премьерными показами балета «Вернисаж» на музыку Мурада Кажлаева. Маэстро посвятил новую работу своей супруге Валиде Исламовне.
Перед хореографом-постановщиком и автором либретто Мусой Оздоевым стояла непростая задача: показать историю любви и долгого счастья композитора и его музы и вместе с тем рассказать зрителям о жизни страны почти полвека назад, ее самых обычных героях. Воплощению этого замысла способствовала такая разная земная и вместе с тем светлая, воздушная музыка-мечта, музыка-надежда, музыка-радость Кажлаева.
Виктория работает на таможне, пришла на спектакль с подругой. На мой вопрос о впечатлениях с восторгом говорит, что не ожидала от себя такой реакции:
«Один номер лучше другого. И каждый удивлял. Музыка Кажлаева так богата, и всё, что происходило на сцене, было так красиво, начиная от замечательных костюмов и заканчивая артистами – настоящими красавцами. Мы уходим из театра с прекрасным настроением, получив колоссальное удовольствие».
С каждой новой работой Оздоева, уроженца Ингушетии, прослеживается нарастающее мастерство артистов дагестанского балета. Труппа молодая, и у ее истоков стоял ее бессменный руководитель, вот уже 16 лет работающий в Дагестане. Муса Хазботович был приглашен в нашу республику, чтобы создать здесь балет – искусство, ментально трудно воспринимаемое на Кавказе в его классическом виде. До приезда сюда мастер работал в Перми как исполнитель, танцовщик и в этом качестве получил звание заслуженного артиста России. Когда начинал как постановщик, понял, что работа трудная и кропотливая. Но сегодня в его портфолио уже более 30 спектаклей, а Дагестанский театр оперы и балета, выпускающий одну-две балетные премьеры в год, теперь по сути самый крупный на Северном Кавказе.
Первые постановки М. Оздоева – «Горянка», «Имам Шамиль», «Энигма», «Чарли – великий маг» – вызвали огромный интерес и у публики, и у чиновников от искусства. Однако в последующие годы, к сожалению, интерес у последних к танцевальному искусству несколько угас.
Но он не уехал из Дагестана. Ему хотелось создать специфический национальный стиль балета, все его шоу-программы – кавказские, не похожие на традиционные. Хореография танцев народов Кавказа своя, особенная. И эта его установка как нельзя лучше совпадает со своеобразием музыки Мурада Кажлаева, передающего национальный характер. Наверное, поэтому на дагестанской сцене с огромным успехом идут балеты «Горянка», «Имам Шамиль», «Любовь моя, печаль моя», «Земля и небо», «Валида» и вот «Вернисаж».
В этой последней работе хореограф-постановщик применил различные современные танцевальные направления, в том числе и очень популярный во всем мире стиль «шаффл» (shuffle).
«Это новое для меня, – говорит Муса Оздоев, – но если ты хореограф с фантазией, то на основе одного движения можно сделать постановку, сюжет приходит сам по себе. Я решил внедрить «шаффл» в спектакль, чтобы публике было интересно. Мне нравится, когда зритель на втором номере просыпается, если вдруг заснул на первом», – улыбается балетмейстер.
Мурад Кажлаев предложил концепцию спектакля – картинная галерея. У Оздоева было 9 дисков с записью музыки композитора 50–60–70-х годов, на основе которой предстояло написать либретто. А это 370 произведений. Он слушал несколько месяцев, думал, отбирал материал – сначала 200, потом 150 произведений, и когда осталось 30, в голове стал выстраиваться сюжет, нужно было продумать разные комбинации музыкальных композиций, сохраняя единую сюжетную линию, учесть время на переодевания артистов и другие технические моменты.
В итоге были отобраны 32 композиции: 25 сюжетов-картин и 7 миниатюр от 40 секунд до минуты.
«Вернисаж» – разножанровая постановка, здесь представлены все направления так называемой «легкой» музыки: блюз, джаз, вальс, твист, чарльстон, рок-н-ролл, а также песенный жанр.
Однако жизнь человеческая сложна, за встречами следует разлука, радость сменяется печалью, и спектакль построен на контрасте жизнеутверждающих номеров, иногда комедийных, с музыкальными картинами, наполненными глубокими философскими размышлениями.
Либретто спектакля – это события в картинной галерее. Муса Оздоев хотел, чтобы зритель как бы читал роман. Языком хореографии он рассказывает некоторые истории, которые могли произойти в музее. Вот, например, показ мод.
«Еще работая в Перми, я задумал проект – коллектив танцующих моделей. Девушки в танце передавали идею костюмов, и эти костюмы сразу раскупали», – вспоминает хореограф-постановщик.
Эпизод с моделями на вернисаже – один из самых ярких в спектакле. Хотя выделить что-то одно трудно. Аплодисменты зрителей неизменно вызывают красивейший «Пушкинский вальс», композиции «Старый менуэт», «Только ты», самобытные «Долалай» и «Лезгинка», исполняемая в необычных для дагестанского мужского танца полностью красных костюмах.
Вообще сценическая одежда артистов – отдельная, очень важная и очень удачная сторона представления. Заслуга в этом сценографа и художника по костюмам Валиды Кажлаевой, внучки композитора.
Постановка получилась яркой, живой, лиричной и в то же время масштабной. В ней задействована практически вся труппа театра оперы и балета – 44 человека. Кроме того, в спектакле приняли участие студенты колледжа искусств им. Барият Мурадовой – 8 девушек и 8 юношей, группа художественной гимнастики спортивной школы олимпийского резерва «Энергия» г. Каспийска.
10 ноября на премьере присутствовал сам маэстро. Вот как Мурад Магомедович оценивает работу театрального коллектива:
«В этом спектакле моя музыка – ретро. Это было своеобразное время, но хорошее, счастливое. Поэтому публика воспринимает сюжет и музыку очень хорошо. Спектакль получился разнообразный, добротный, высокого уровня. Наш балет не стыдно будет показать за пределами Дагестана».
Благодаря поддержке Минкультуры республики постановка состоялась и будет радовать своих зрителей еще не один театральный сезон.