Купить PDF-версию
X
10:02 26.10.2018

Вся жизнь в искусстве

Весь быт горца, традиционный образ его жизни были тесно переплетены с многочисленными театрализованными обрядами и массовыми зрелищами. Пахота, сев, свадьба, похороны, рождение ребенка, имянаречение сопровождались своеобразными представлениями. То есть элементы театрального искусства в Дагестане были в самом укладе жизни, развивались и совершенствовались годами.

Массовость таких зрелищных представлений стирала границы между зрителями и выступающими, вовлекая их в гущу событий. Так что театр в Дагестане зародился в далекие времена, еще до того, как появились театральные коллективы в известном нам виде, считает Гулизар Султанова, многие годы занимающаяся историей театра.

Изучая проблемы театра, исследователь обнаружила, что в памятниках устного народного творчества, в обрядах, обрядовой поэзии, героических и исторических песнях много элементов драматургического жанра. И не случайно первые же спектакли дагестанских театров были поставлены по пьесам на основе преданий и историко-героических песен: «Надир-шах», «Хаджи-Умар и Зелимхан», «Аздар и Зайнаб», «Давди из Балхара…», позже «Хочбар». Даже «Сундук бедствий» – широко известная постановка Аварского театра, Гамзатом Цадасой была написана с элементами фольклора.

Об этом и многом другом Гулизар Султанова пишет в периодике, своих книгах – фундаментальных трудах: «Театр – первенец», «Многоязычный театр России», «Искусство Дагестана в ХХ столетии», «Фольклор в драматургии и театре», «Актерское искусство Дагестана»… Гулизар Ахмедовна – автор более 150 исследовательских работ по проблемам театрального искусства, опубликованных в центральных изданиях, в республиканских и тематических сборниках Дагестанского научного центра Российской академии наук, издательствах «Наука», журналах. Ее научные исследования удостоены государственных премий. Созданная ею история всех дагестанских театров с первых шагов становления и развития до сегодняшнего дня ценна тем, что пропитана духом времени, определены процессы взаимовлияния культур народов Дагестана и России, дана оценка новаторства и выявлены причины, тормозящие рост художественного, профессионального уровня театров.


Парту Патима. Гулизар Султанова с Уди Алиевой

Это глубокое и важное исследование стало возможным потому, что, еще будучи по сути девчонкой, она была актрисой Лакского театра, когда он базировался в Кумухе. Дарование юной Гулизар, призера конкурса художественной самодеятельности, отметил директор театра Минкаил Алиев и пригласил работать актрисой. Тонкое чутье режиссера, драматурга Минкаила Алиевича торжествовало, когда его подопечная была признана лучшей актрисой в образе Парту Патимы. Ею были очарованы московские театральные критики, увидевшие пьесу в Махачкале. Они же предлагали Гулизар учиться в любом театральном вузе по ее выбору. После некоторых раздумий она выбрала Ленинградский институт театра и кинематографии, но, к огорчению ее наставника и первого учителя, поступила не на актерский факультет, а на театроведческий. Так девушка из многодетной семьи селения Кума Лакского района стала первой студенткой вуза в одной из театральных столиц огромного СССР.

Ничто не предвещало такого развития событий в ее судьбе. Отец – секретарь Кулинского, затем Лакского райкомов партии, поднявший отсталый колхоз им. Чапаева до уровня передовых; трое его братьев воевали на фронтах Великой Отечественной; старшая дочь учительствовала в школе. Он думал, что и Гулизар будет педагогом. Вот и диплом Первого Буйнакского педагогического училища на руках, да и знания, полученные стараниями замечательных учителей Завадского, Горбачева, Целиковской и других, приехавших из центра страны, могли обеспечить удачную карьеру на ниве образования. Она даже работала в сельской школе, но театр перевесил удивительной сказкой, творческой атмосферой вдохновения. Аплодисменты, одобрения земляков, ведущие роли, гастроли по селам, беседы, надежды режиссера сделать Гулизар большой актрисой подпитывали энергетикой, создавали настроение. Казалось, все хорошо. Но Гулизар все наработанное оставила и… уехала в Ленинград. При первой же встрече с этим легендарным городом она была покорена им бесповоротно и окончательно.

– Мне всегда везло на встречи с хорошими людьми. Что на родине – в горах Дагестана, что вдали от дома – в далеком Ленинграде, меня окутывали человеческая доброта, теплота, благородство, – искренне говорит Гулизар Ахмедовна. – Это очень помогало мне. Я училась, работала вместе с моим первенцем, который родился на пятом году учебы в институте. Было непросто, но рядом с хорошими людьми, понимающим мужем все преодолевалось без особых проблем.

Приобретя солидный профессиональный багаж во время серьезной учебы и работы в Ленинграде, Гулизар вернулась в Махачкалу, где очень ответственно работала на вседагестанском радио, телевидении редактором литературно-драматических передач. В отделе энциклопедии в Институте истории, языка и литературы ДНЦ РАН её труд отличался скрупулезностью к подбору материалов, редактированию статей ученых.

Г. Султанова в поездках по районам республики собирала материал по фольклору, искусству народов Дагестана, факты об известных людях, их делах. В своих статьях она открывала дагестанцам четко выверенные, но доселе неизвестные культурные артефакты, работала с носителями подлинной народной культуры, составляла просветительские творческие проекты. Дагестанцы до сих пор помнят «Театральный университет», «Лабораторию дагестанской драматургии», «Театральную гостиную», реализованные на телевидении, радио в разные годы ее деятельности. В результате у молодежи активизировался интерес к высоким образам искусства, укреплялись культурные связи театров.

Собранный объемный материал, опыт работы, знания требовали систематизации, анализа, дополнительного исследования, потому Гулизар Султанова поступила в очную аспирантуру. Живя с двумя детьми в общежитии Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, она в срок написала свое исследование по теме «Историко-революционная драматургия на дагестанской сцене». Оппоненты – доктор наук, профессор Ленинградского НИИ искусствоведения Николай Зайцев и Дибир Магомедов, кандидат исторических наук, высоко оценили диссертационный труд Гулизар Султановой, а совет по науке института присвоил ей звание кандидата искусствоведения.

Систематически выступая на международных, всероссийских, региональных научных конференциях по вопросам развития и современного состояния многонационального театрального искусства и драматургии, Г. Султанова способствует популяризации дагестанской культуры и ее интеграции в общероссийское и международное культурное пространство. В ее выступлениях, статьях в периодической печати вопросы исторических судеб национальной культуры всегда рассматриваются в контексте общероссийского и межнационального диалога культур, их взаимообогащения. Компетентные актуальные выступления имеют общественный резонанс. Я не раз была свидетелем, как опытные театральные московские и зарубежные критики сосредоточенно внимают ее анализу спектаклей, пьес, работы режиссеров, актеров на фестивалях разного уровня, и бываю горда этим обстоятельством. К ее мнению неукоснительно прислушиваются и дагестанские деятели театра, дорожат ее одобрительной оценкой, ее имя в театральных кругах весьма авторитетно.

– Гулизар Ахмедовна удивительно тонкий критик, доброжелательный, что очень важно. Она весьма чутка к каждому движению души актера, замечательно понимает режиссера. Впервые написала книгу о режиссуре Дагестана, никто до нее это не сделал, – пылко говорит председатель правления Союза театральных деятелей республики, народный артист России Айгум Айгумов. – Я признаюсь, что люб­лю эту женщину как профессионала и как человека.

– Мне посчастливилось быть не просто знакомой с Гулизар Ахмедовной. Она особенно дорога тем, что является настоящим другом, наставником, бесконечно добрым, отзывчивым, искренним. Она для меня опора, советчик в моем профессиональном становлении, решении ответственных в жизни задач. Мне весьма дорого, что она в процессе профессионального общения в отделе истории искусств ДНЦ РАН проявила себя высококвалифицированным специалистом и сегодня в совместной работе в Лакском театре показывает блестящие знания дагестанской и мировой драматургии, народного творчества, родного языка. Для нее чистота помыслов, высокая нравственность, честность – главные принципы в жизни и работе. Такова она во всем, – рассказывает о близком человеке и коллеге Бадрижат Магомедгаджиева, художественный руководитель Лакского музыкально-драматического театра им. Э. Капиева.

Рассказ о Гулизар Султановой, театроведе, театральном критике, авторе блистательных переводов пьес А. Пушкина, А. Островского, К. Гольдони, Ж.-Б. Мольера, В. Розова, Ч. Айтматова и ряда других драматургов, члене ученого совета ИЯЛИ, председателе секции критики Даготделения СТД РФ, члене Совета по культуре Министерства культуры РД, наставнике молодежи, гостеприимной дагестанке, заботливой матери, бабушке, не может вместить газетная публикация. Здесь лишь обозначены контуры портрета многогранной личности, отдавшей служению республике более 50 лет своей жизни.

Статьи из «Театры»

Спектакль о самом главном

10
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

146
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

13
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

13
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

36
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

24
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...

Подарили детям сказку

19
В репертуаре Даргинского театра есть интересные постановки не только для взрослых, но и для...

Легенда комедийного жанра

27
Театр дарит зрителям самые разные эмоции: может погрузить в меланхолию, заставить бояться,...

Смеха ради

96
Когда на сцене театра создается новая постановка в таком жанре, как фарс, режиссёр и артисты...

Семейная сцена Тимохиных

153
Даже если бы он не был актёром театра, он артист. А еще певец, танцор, шутник и балагур,...