Купить PDF-версию
09:26 | 26 июня, Чт
Махачкала
X
08:18 13.11.2020

Выбирай: чохто, чухта, чуткъу

Давным-давно, когда наши горянки выходили за пределы аула, жители других селений без всяких слов понимали, откуда они родом. Костюм говорил о многом, а еще больше выдавал головной убор. Если сегодня кто-нибудь из нас надумает пройтись в таком по городу, то поймает сотни, тысячи обескураженных взглядов. И только единицы скажут, какой национальности он принадлежит.

Старинные головные уборы – тот еще антиквариат, таких уже не найти в каждом сельском доме, в редких случаях их можно встретить в музеях и научных статьях ученых-этнографов.

На витринах Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи представлены головные уборы разных народов Страны гор. И решили в музее показать их широкой публике, устроив выставку-дефиле в прямом эфире «Искусство объединяет». Про костюмы и всё, что с ними связано, главный хранитель музея Заира Кильдеева знает многое. Наденешь какой-нибудь из них и сразу перенесёшься назад, например, в 18-й век. Хочется верить, что каждый из них обладает какой-то силой. Но сила в них была магическая, точнее в их формах и подвесках, и считали их оберегами.

Национальные кумыкский, лакский, ногайский, кубачинский, андийский… костюмы – богатое историческое и этнокультурное наследие народов, многовековая история, традиции.

– Свадебные горские наряды обвешивались серебром весом до двадцати килограммов. Удивительный по красоте и исполнению – редчайший костюм ругуджинской невесты. Обратите внимание на шелковый платок с богатой бахромой и платье, они вышивались, разумеется, вручную золотыми нитями. Рисунок ни разу не повторяется! Серебряные обереги и нашивки, монеты, кораллы, бирюза, жемчуг, бусины «баламуты» покрывают его поверхность и защищают своим звоном невесту от дурного глаза, – рассказывает Заира Кильдеева.

Рядом – костюм кумычки: тонкая талия опоясана серебряным поясом, голову всегда покрывал легкий, сплетенный из шелковых нитей платок – тастар. Дагестанки, кстати, никогда не закрывали лицо. Височные подвески нашивались на головной убор – чохто. Многие из украшений надевались раз в жизни – на свадьбу, затем прятались глубоко в сундук и передавались по наследству. По сей день кубачинские женщины носят казы, расшитые золотыми нитями, по узорам можно узнать статус кубачинки: замужем или нет.

О том, как, куда, какое украшение вешали и пришивали, чтобы уберечь, защитить от дурного глаза, «Дагестанская правда» уже рассказывала. Сегодня о другом.

Традиционные головные уборы горянок Дагестана всегда были уникальными. И, как писала историк Сакинат Гаджиева, такое разнообразие не раз с удивлением отмечали писатели, ученые и путешественники. Побывавший в 70-х годах прошлого столетия в Дагестане В. Вилльер де Лиль-Адам сравнил головные уборы горянок с повязками «древних египетских женщин».

Воссоздать разнообразие видов ученым помогли и археологические раскопки. По записям в книге Гаджиевой «Одежда народов Дагестана» археолог Д.М. Атаев нашел в Бежтинском могильнике и реконструировал совместно с художником М. А. Хизроевым головной убор в виде чепца или колпака, «скомбинированный из кожи и ткани, спускавшийся сзади на затылок».

Колпак был сплошь покрыт бронзовыми украшениями, а также многочисленными бусинами-подвесками. В средневековом могильнике близ аула Ботлих Атаевым была найдена бронзовая статуэтка женщины с четко выраженным головным убором в виде чепца с высоким корпусом, имеющим большое сходство с поздними вариантами андийско-ботлихских головных уборов. В другом средневековом могильнике у сел. Кули (Кулинский район) дагестанскими археологами были обнаружены у черепа погребенной женщины остатки истлевшей ткани и кожи, по всей вероятности, некогда составлявшие комбинированный головной убор.

По своему покрою и способу ношения головного убора – чухту – этнограф разделяет на несколько групп: чуткъу – подобие мешочка, спускающегося до талии или бедер, не зашитого сверху и снизу. И надевали его так: сначала в мешок опускали косы, а затем его натягивали на голову, как чепец. Замужним женщинам категорически запрещалось показывать волосы. Чуткъу шили из черного атласа, пестрого кашемира, шелка. Еще один распространенный вид головного убора – чухта, представляющая собой чепец, чаще всего из разноцветных кусков ткани на плотной подкладке, с мешочком для волос либо с полосой ткани, прикрывающей сверху косы и свисающей по спине. В большинстве случаев все виды чухты женщин горного Дагестана в их теменной и налобной части делались на шерстяной или ватной подкладке для защиты от холода и богато украшалась нашивками из кусков разноцветных тканей или серебром. Известны и простые чепцы, закрывающие лишь голову и затылок. Эти типы головных уборов бытовали у многих народностей Дагестана и являлись элементами древней традиционной культуры.

Влияние на форму головных уборов женщин, проживающих в южной части республики, оказал и соседний Азербайджан. Здесь носили шапочки-чепцы без мешочков для кос и почти целиком покрытые серебряными украшениями. Говоря о головных уборах закаталинских аварок, Сакинат Гаджиева подчеркивала:

«… Нечто среднее между чепчиком и головным украшением представлял собой тадж («корона») или кекун для закатальских аварок и лачек. Это была своеобразная диадема, изделие очень сложной ювелирной работы. В центре помещались три массивные бляхи – одна круглая и две удлиненные. Они покрывали макушку, темя и надлобную часть головы. От них на цепочках отходили подвески и медальоны. Убор был богато инкрустирован камнями, цветным стеклом. Бляхи украшались филигранью. Тадж очень напоминал покрытые серебряными украшениями шлемообразные уборы тюрко­язычных народов Средней Азии и Поволжья. Носили тадж молодые женщины обычно поверх тонкого платка, косынки. Но имели его далеко не все, а лишь состоятельные люди».

Статьи из «Выставки»

Краски нашей Родины

13
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

На языке красоты

16
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Свет сквозь печаль

30
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Выставки, которые стоит посетить

44
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

Великому подвигу посвящается!

110
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

45
Музыка всегда сопровождала советских...

За каждой картиной – история

34
Всё ближе самый главный праздник страны – 9 Мая – торжественный и такой душевный для каждого...

Художник смыслов

91
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Агитплакаты военного времени

36
В годы Великой Отечественной войны художник Юсуф Моллаев активно участвовал в работе по...

Художник не может быть равнодушным

62
«Женщины Дагестана – фронту» М. Мушаилова,...