X
08:18 13.11.2020

Выбирай: чохто, чухта, чуткъу

Давным-давно, когда наши горянки выходили за пределы аула, жители других селений без всяких слов понимали, откуда они родом. Костюм говорил о многом, а еще больше выдавал головной убор. Если сегодня кто-нибудь из нас надумает пройтись в таком по городу, то поймает сотни, тысячи обескураженных взглядов. И только единицы скажут, какой национальности он принадлежит.

Старинные головные уборы – тот еще антиквариат, таких уже не найти в каждом сельском доме, в редких случаях их можно встретить в музеях и научных статьях ученых-этнографов.

На витринах Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи представлены головные уборы разных народов Страны гор. И решили в музее показать их широкой публике, устроив выставку-дефиле в прямом эфире «Искусство объединяет». Про костюмы и всё, что с ними связано, главный хранитель музея Заира Кильдеева знает многое. Наденешь какой-нибудь из них и сразу перенесёшься назад, например, в 18-й век. Хочется верить, что каждый из них обладает какой-то силой. Но сила в них была магическая, точнее в их формах и подвесках, и считали их оберегами.

Национальные кумыкский, лакский, ногайский, кубачинский, андийский… костюмы – богатое историческое и этнокультурное наследие народов, многовековая история, традиции.

– Свадебные горские наряды обвешивались серебром весом до двадцати килограммов. Удивительный по красоте и исполнению – редчайший костюм ругуджинской невесты. Обратите внимание на шелковый платок с богатой бахромой и платье, они вышивались, разумеется, вручную золотыми нитями. Рисунок ни разу не повторяется! Серебряные обереги и нашивки, монеты, кораллы, бирюза, жемчуг, бусины «баламуты» покрывают его поверхность и защищают своим звоном невесту от дурного глаза, – рассказывает Заира Кильдеева.

Рядом – костюм кумычки: тонкая талия опоясана серебряным поясом, голову всегда покрывал легкий, сплетенный из шелковых нитей платок – тастар. Дагестанки, кстати, никогда не закрывали лицо. Височные подвески нашивались на головной убор – чохто. Многие из украшений надевались раз в жизни – на свадьбу, затем прятались глубоко в сундук и передавались по наследству. По сей день кубачинские женщины носят казы, расшитые золотыми нитями, по узорам можно узнать статус кубачинки: замужем или нет.

О том, как, куда, какое украшение вешали и пришивали, чтобы уберечь, защитить от дурного глаза, «Дагестанская правда» уже рассказывала. Сегодня о другом.

Традиционные головные уборы горянок Дагестана всегда были уникальными. И, как писала историк Сакинат Гаджиева, такое разнообразие не раз с удивлением отмечали писатели, ученые и путешественники. Побывавший в 70-х годах прошлого столетия в Дагестане В. Вилльер де Лиль-Адам сравнил головные уборы горянок с повязками «древних египетских женщин».

Воссоздать разнообразие видов ученым помогли и археологические раскопки. По записям в книге Гаджиевой «Одежда народов Дагестана» археолог Д.М. Атаев нашел в Бежтинском могильнике и реконструировал совместно с художником М. А. Хизроевым головной убор в виде чепца или колпака, «скомбинированный из кожи и ткани, спускавшийся сзади на затылок».

Колпак был сплошь покрыт бронзовыми украшениями, а также многочисленными бусинами-подвесками. В средневековом могильнике близ аула Ботлих Атаевым была найдена бронзовая статуэтка женщины с четко выраженным головным убором в виде чепца с высоким корпусом, имеющим большое сходство с поздними вариантами андийско-ботлихских головных уборов. В другом средневековом могильнике у сел. Кули (Кулинский район) дагестанскими археологами были обнаружены у черепа погребенной женщины остатки истлевшей ткани и кожи, по всей вероятности, некогда составлявшие комбинированный головной убор.

По своему покрою и способу ношения головного убора – чухту – этнограф разделяет на несколько групп: чуткъу – подобие мешочка, спускающегося до талии или бедер, не зашитого сверху и снизу. И надевали его так: сначала в мешок опускали косы, а затем его натягивали на голову, как чепец. Замужним женщинам категорически запрещалось показывать волосы. Чуткъу шили из черного атласа, пестрого кашемира, шелка. Еще один распространенный вид головного убора – чухта, представляющая собой чепец, чаще всего из разноцветных кусков ткани на плотной подкладке, с мешочком для волос либо с полосой ткани, прикрывающей сверху косы и свисающей по спине. В большинстве случаев все виды чухты женщин горного Дагестана в их теменной и налобной части делались на шерстяной или ватной подкладке для защиты от холода и богато украшалась нашивками из кусков разноцветных тканей или серебром. Известны и простые чепцы, закрывающие лишь голову и затылок. Эти типы головных уборов бытовали у многих народностей Дагестана и являлись элементами древней традиционной культуры.

Влияние на форму головных уборов женщин, проживающих в южной части республики, оказал и соседний Азербайджан. Здесь носили шапочки-чепцы без мешочков для кос и почти целиком покрытые серебряными украшениями. Говоря о головных уборах закаталинских аварок, Сакинат Гаджиева подчеркивала:

«… Нечто среднее между чепчиком и головным украшением представлял собой тадж («корона») или кекун для закатальских аварок и лачек. Это была своеобразная диадема, изделие очень сложной ювелирной работы. В центре помещались три массивные бляхи – одна круглая и две удлиненные. Они покрывали макушку, темя и надлобную часть головы. От них на цепочках отходили подвески и медальоны. Убор был богато инкрустирован камнями, цветным стеклом. Бляхи украшались филигранью. Тадж очень напоминал покрытые серебряными украшениями шлемообразные уборы тюрко­язычных народов Средней Азии и Поволжья. Носили тадж молодые женщины обычно поверх тонкого платка, косынки. Но имели его далеко не все, а лишь состоятельные люди».

Статьи из «Выставки»

Агитплакаты военного времени

12
В годы Великой Отечественной войны художник Юсуф Моллаев активно участвовал в работе по...

Художник не может быть равнодушным

36
«Женщины Дагестана – фронту» М. Мушаилова,...

В поисках музейной эстетики

15
Изучение исторических фактов, знакомство с достижениями прошлых лет и современными...

Раз, два, три, четыре!

14
«Утренняя гимнастика. Вдох глубокий, руки шире…» – строки Владимира Высоцкого, ставшие...

Реалистичность фантазии художника

12
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

О Дагестане и дагестанцах

19
Живопись, графика и скульптура 19 дагестанских художников разных поколений – от академика...

Нравственный ориентир

10
Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова приняла на своей площадке всероссийскую...

Семантика формы

24
Его работы, изысканные, выразительные, влекут таинственностью, абстрактной и фигуративной,...

Быт и природа родного края

52
На очередной выставке художников-юбиляров были представлены произведения 14 мастеров. Это...

Бренд и место силы

125
Одним из главных событий дагестанской «Ночи искусств» стало открытие в галерее Театра...

Акция памяти

18
В Санкт-Петербурге и других регионах нашей страны прошла XIV Всероссийская акция памяти...

На страже безопасности

10
Пожарная охрана России отметила свое 375-летие. Ее возраст отсчитывают от «Наказа о Градском...