Высоцкий. Родом из детства
Меняются времена, поколения, приходят и уходят кумиры, они могут собирать или не собирать полные залы, но с Высоцким всех этих колебаний просто нет.
– Колебания в глубину погружения, понимания произведений – да, возникают, а вот интерес к поэту не проходит, – говорит кандидат филологических наук, руководитель махачкалинского клуба любителей авторской песни «Порт-Петровская гавань» Муса Гаджиев.
Театр поэзии в день рождения поэта, актёра театра и кино, автора-исполнителя песен Владимира Высоцкого был переполнен настолько, что пришлось даже стоять. И двери не закрывались, потому что часть зрителей наблюдали за происходящим на сцене из коридора. Он один из немногих в России, чей день рождения каждый год отмечают как юбилейный. В этом году Высоцкому исполнилось бы 82 года.
Муса Гаджиев открыл встречу с важной в творчестве поэта песни «Баллада о детстве».
– Есть песни, которые пронизывают все его творчество, их называют программными. И если вы хотите понять, кто есть и откуда пошел Высоцкий, надо послушать «Балладу о детстве», потрясающую по точности описания духа времени, атмосферы. Детали, важные и понятные взрослому поколению, не совсем понятны молодежи, но если она уловит главное, суть, то непременно к ней вернется, вчитается и вслушается. Отсюда вырастает и характер, и так называемый дворовый период – период городского романса, – рассказывает Муса Асельдерович.
А за всем этим действом с большого экрана наблюдает Высоцкий. В одном из своих интервью он рассказывал, как стихи ложились на музыку или наоборот. Послушайте сами: «Я однажды услышал магнитофон, услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии. И, конечно, стихи, которые я тоже узнал. Это был Булат Окуджава. И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией. Я попробовал это сделать сразу сам: тут же брал гитару, когда у меня появлялась строка, – и вдруг это не ложилось на этот ритм. Я тут же менял ритм и видел, что это даже работать помогает, т. е. сочинять с гитарой. Поэтому многие люди называют это песнями. Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару, под рояль – под какую-то ритмическую основу».
Звучит «Баллада о детстве», и сегодня она совсем другая, детальная, пробирающая до мурашек:
Все жили вровень, скромно так –
Система коридорная:
На тридцать восемь комнаток –
Всего одна уборная.
Здесь на зуб зуб не попадал,
Не грела телогреечка,
Здесь я доподлинно узнал,
Почём она – копеечка.
А много-много лет назад была и другая «Баллада», звучащая из красного однокассетного магнитофона, она заполняла комнату и мешала смотреть любимый мультик. С Высоцким у меня давние отношения, он родом из моего детства, из красного магнитофона, он был все равно что близкий родственник, его голос в нашем доме звучал гораздо чаще, чем мне хотелось бы. И без особой тогда надобности слова из песен оставались в памяти: «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал», «Мне вчера дали свободу, что я с ней делать буду?», «Жираф большой — ему видней», «Эх, вы мои нервы обнаженные! Ожили б — ходили б как калеки»…
Потом была школа, и в ней тоже был немного Высоцкий (я так думаю, что все-таки был). Не мог не быть. А в университете был основательно и уже навсегда. И у меня, уже взрослой, Высоцкий прочно ассоциируется с Мусой Асельдеровичем. Давным-давно в Национальной библиотеке РД он тоже рассказывал про Высоцкого, и это был мой первый в жизни газетный материал: «Он был чистого слога слуга».
И мало кто знает, что у Высоцкого есть песня, связанная с Расулом Гамзатовым и Дагестаном, «Я однажды гулял по столице».
… Шел за ней – и запомнил парадное.
Что сказать ей? – ведь я ж хулиган…
Выпил я и позвал ненаглядную
В привокзальный один ресторан.
Ну а ей улыбались прохожие —
Мне хоть просто кричи «Караул!».
Одному человеку по роже я
Дал за то, что он ей подморгнул.
Я икрою ей булки намазывал,
Деньги прямо рекою текли,
Я ж такие ей песни заказывал!
А в конце заказал «Журавли».
– То есть «Журавли» уже поются в ресторанах, то есть песня уже была хитом, – комментирует Муса Гаджиев.
Также звучали песни «Песня о земле», «Моя цыганская», «Песня про чудо-юдо», «О фатальных датах и цифрах», «День без единой смерти», «Охота на волков», «Кони привередливые»… Сидишь, дергаешь ногой совсем не в такт музыке. И подпеваешь внутри, забывая, что и голоса у тебя нет, и совсем не выходит, как надо, а хочется. Так было и с Мусой Асельдеровичем, и с доброй половиной зала. И были те, кто выходил на сцену и пел по-настоящему: артист Марат Тимохин, педагог Амина Курбанова, музыканты Арсений Тлехурай и Рамазан Омаров, студенты актёрского отделения ДГУ Джамал Джамалов, Татам Ибрагимов, Ахмед Кудиев, Шейх-Мансур Магомедов, Тамерлан Матаев. В завершение встречи Муса Гаджиев прочитал единственное опубликованное при жизни Владимира Высоцкого стихотворение «Из дорожного дневника»:
… Здесь, на трассе прямой, мне,
не знавшему пуль, показалось,
Что и я где-то здесь довоевывал невдалеке.
Потому для меня и шоссе,
словно штык, заострялось,
И лохмотия свастик болтались
на этом штыке…