X
09:06 24.01.2025

Высокая мода с народным смыслом

Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем это отнюдь не прерогатива взрослых людей. Открытия юных гениев тоже меняют нашу жизнь к лучшему, делая ее интереснее, удобнее и менее энергозатратной. Создание робототехники, гаджетов, разработка приложений, игр и других технических штучек – дело их рук. Ну и, конечно, спасибо наставникам, помогающим раскрывать молодым дарованиям свои таланты.

Когда началось увлечение моделированием?

Патимат Магомедова не спешит отвечать на этот вопрос, задумывается. И вспоминает времена, когда еще ее родители участвовали в самодеятельных спектаклях, проходивших в сельском клубе Малой Козыревки, что в Кизлярском районе.

– Отец, заслуженный работник культуры республики, много лет проработал киномехаником. Прикипев к культурной жизни, сам осуществлял постановки. Мама, труженица в сельском хозяйстве, была заводилой в самодеятельности, исполняла на сцене старинные горские песни, – рассказывает дизайнер. – Я же, ребенок, не могла оторвать глаз от игры самодеятельных актеров, от старинных украшений в их национальных костюмах. Тогда же возникла мечта – своими руками создать наряд необыкновенной красоты. Помогала маме нашивать на костюмы лоскутки тканей с орнаментами, неосознанно ощущая себя причастной к творчеству.

Дизайнер-модельер Патимат Магомедова улыбается, вспоминая доброе и наивное детство, когда люди были простодушны в своем желании изменить мир в лучшую сторону. Собирались, чтобы спеть, станцевать, пошутить. В этом желании проявлялось то общее, что объединяло людей, приобщая к народному искусству, сохраняя традиционный образ жизни, устои, обычаи.

– В Малой Козыревке, – вспоминает она, – можно было встретить людей самых разных национальностей, и это не просто скрепляло отношения между селянами, но давало возможность лучше понять культуру друг друга.

Со временем в ней созрело желание на профессиональном уровне создавать культурное пространство, обогащая его своим видением современной горянки. Будущий модельер закончила Дагестанский институт прикладного искусства и дизайна по специальности «дизайнер среды». Этого ей показалось мало, и она получила второе образование по специальности «дизайн костюма».

– Мне хотелось аккумулировать в себе как можно больше образовательной информации, чтобы сформировать целостное представление о современном моделировании, о том, что должно стать стержневой линией дагестанского костюма с точки зрения современных трансформаций, стилистики, диктуемых новым веком. Период работы в институте преподавателем вспоминаю как наиболее продуктивный, тогда вместе со своими учениками участвовала в выставках дизайна костюма, показе мод «Русский силуэт», лауреатом которого на раз становилась. Со временем стала членом Союза дизайнеров России.

Новации в классике

Уже сегодня аспирантка П. Магомедова относится к числу педагогов, для которых поиск новаций в классике это и есть тот определяющий инструмент, позволяющий рельефно конструировать не столько сам женский костюм, а скорее давать новую жизнь классическим образцам, создавая стиль модерн, выдержанный в тональности, крое, создавая таким образом композиции по той изысканной простоте, что достигается не сразу, а только через познание тайны профессионального мастерства.

Можно только позавидовать настойчивости дизайнера в поиске образцов национального костюма давних времен. Она много ездит по Дагестану в поисках женских нарядов, дающих возможность использовать в своем творчестве уникальные детали-вкрапления прикладных мастеров.

– Каждая деталь костюма, – говорит Патимат, – несет в себе определенную смысловую нагрузку, дополняя образ дагестанской женщины, придавая ей выразительность, индивидуальность. Такой образ не затеряется в толпе, но привлечет к себе внимание, вызовет желание дополнить и свой собственный образ национальным колоритом. Для дизайнера важно продемонстрировать не только обновленный образ дагестанки, но её душу, трепетное отношение к родному краю.

Может быть, поэтому дизайнерские коллекции П. Магомедовой привлекают к себе внимание. У нее много учеников, для которых она всегда находит время, взращивая в них патриотизм, замешанный не на декларативности, а на природе, где всё дышит любовью к отчему дому, людям, создающим на протяжении веков образцы прикладного искусства. Ей интересны особенности той или иной территории горного края. «Бывая в разных уголках республики, – отмечает модельер, – иной раз встречаюсь с такими образцами женского костюма, что диву даюсь его современным звучаниям».

Может быть, поэтому образы, что она создает, вызывают искреннее восхищение теплыми интонациями, бережным отношением к детализации костюма, создающим эффектные, но одновременно выдержанные в народной стилистике, придающей необыкновенную выразительность облику дагестанской женщины. Дизайнер П. Магомедова рассуждает о национальном костюме изначально как о предмете обихода с точки зрения его рациональности в условиях суровой природы, нелегкого быта, тяжелого труда, отмечая, что наиболее распространенная форма одежды у женщин – рубаха туникообразного покроя, выполняющая функции платья, создающая впечатление аскетичности жизни. Его функциональное назначение выражалось в декоре, украшении разно­цветными лоскутами в форме трапеций и квадратов, нашивавшимися на край подола и по вырезу ворота, а также серебряным шнуром и галуном. Знатные же женщины носили отрезное по талии платье, которое шилось из дорогой ткани и считалось нарядной одеждой.

– Тогда же получил распространение и так называемый приталенный бешмет, – рассказывает Патимат Магомедова, – завоевавший особую популярность и пришедший на смену платью-рубахе. И с того времени линия талии стала главной опорной линией, а оборки и мягкие складки, заложенные ниже пояса, подчеркивали силуэт. У каждой из народностей Дагестана облик женщины приобретал характеристику местности, диктовавшей рациональность костюма. В зимний период они носили нагольные овчинные шубы, среди которых особой популярностью пользовалась шуба-­накидка с длинными ложными рукавами, по крою похожая на бешмет. Её вариант предполагал декоративную отделку шелком, парчой и галуном. А головной убор выразительно отражал этническую принадлежность, возрастные и социальные различия. Исследователи, в разное время побывавшие в горном крае, с удивлением сравнивали головные уборы горянок с повязками древних египетских женщин.

«Народные смыслы»

Модельер считает необходимым отметить особую значимость цветового кода, являющегося одним из важнейших элементов. А обувь, как и ювелирные украшения, позволяла безошибочно определять происхождение женщины того или иного аула, знаменитого своими прикладными традициями. В качестве выразительных средств использовались вышивка, аппликации. А самым сложным являлось украшение из различных рисунков орнаментального искусства с растительными узорами.

Модельер уверена в том, что наследие древних мастеров предстоит не просто осмыслить, но и понять, что для современных искусствоведов это кладезь для исследования. И улыбается, замечая, что незаконченная по ряду обстоятельств её кандидатская работа приобретает еще большую значимость, учитывая исследовательский масштаб, авторский замысел, поскольку дагестанский женский костюм необычайно разнообразен по форме, используемому материалу, композиции и декору. И в каждом из них свой художественный образ, свое видение дагестанки двадцать первого века. Дизайнер уверенно рассуждает о том, что в творчестве она в напряженном поиске «народных смыслов», к которым стремится, несмотря на то, что у неё солидный послужной список.

У дизайнера немало наград, раскрывающих ее общественный, профессиональный потенциал. Среди престижных наград есть благодарность за воспитание подрастающего поколения, дипломы лауреата за участие во всероссийских выставках дизайна и архитектуры.

Остается только порадоваться творческому куражу Патимат Магомедовой.

Похожие

Откроем бабушкин сундук

114
Ее повседневный гардероб выдержан в этническом стиле. С девушки взяли пример подруги и тоже...

Потомок древних мастериц

98
Учительница из селения Нижнее Казанище Буйнакского района Жамина Умаровна Шугаибова (на...

Вдохновляйся!

51
Махачкала и Каспийск борются за звание модной столицы Дагестана. Дважды в течение месяца эти...

Ее вдохновение – народный костюм

110
Мунажат Гасанова – член Союза дизайнеров России,...

Женщина, меняющая моду

111
Конец года для дагестанского дизайнера одежды, художника по костюмам Лиры Рамазановой...

Статьи из «Культура»

Вся жизнь на сцене

28
Замечательный проект «Встречи в Театре поэзии» рассказывает зрителям о неординарных в...

Срез времени

57
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

192
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

10
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

63
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

7
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

249
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

22
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

28
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...