X
09:06 24.01.2025

Высокая мода с народным смыслом

Когда началось увлечение моделированием?

Патимат Магомедова не спешит отвечать на этот вопрос, задумывается. И вспоминает времена, когда еще ее родители участвовали в самодеятельных спектаклях, проходивших в сельском клубе Малой Козыревки, что в Кизлярском районе.

– Отец, заслуженный работник культуры республики, много лет проработал киномехаником. Прикипев к культурной жизни, сам осуществлял постановки. Мама, труженица в сельском хозяйстве, была заводилой в самодеятельности, исполняла на сцене старинные горские песни, – рассказывает дизайнер. – Я же, ребенок, не могла оторвать глаз от игры самодеятельных актеров, от старинных украшений в их национальных костюмах. Тогда же возникла мечта – своими руками создать наряд необыкновенной красоты. Помогала маме нашивать на костюмы лоскутки тканей с орнаментами, неосознанно ощущая себя причастной к творчеству.

Дизайнер-модельер Патимат Магомедова улыбается, вспоминая доброе и наивное детство, когда люди были простодушны в своем желании изменить мир в лучшую сторону. Собирались, чтобы спеть, станцевать, пошутить. В этом желании проявлялось то общее, что объединяло людей, приобщая к народному искусству, сохраняя традиционный образ жизни, устои, обычаи.

– В Малой Козыревке, – вспоминает она, – можно было встретить людей самых разных национальностей, и это не просто скрепляло отношения между селянами, но давало возможность лучше понять культуру друг друга.

Со временем в ней созрело желание на профессиональном уровне создавать культурное пространство, обогащая его своим видением современной горянки. Будущий модельер закончила Дагестанский институт прикладного искусства и дизайна по специальности «дизайнер среды». Этого ей показалось мало, и она получила второе образование по специальности «дизайн костюма».

– Мне хотелось аккумулировать в себе как можно больше образовательной информации, чтобы сформировать целостное представление о современном моделировании, о том, что должно стать стержневой линией дагестанского костюма с точки зрения современных трансформаций, стилистики, диктуемых новым веком. Период работы в институте преподавателем вспоминаю как наиболее продуктивный, тогда вместе со своими учениками участвовала в выставках дизайна костюма, показе мод «Русский силуэт», лауреатом которого на раз становилась. Со временем стала членом Союза дизайнеров России.

Новации в классике

Уже сегодня аспирантка П. Магомедова относится к числу педагогов, для которых поиск новаций в классике это и есть тот определяющий инструмент, позволяющий рельефно конструировать не столько сам женский костюм, а скорее давать новую жизнь классическим образцам, создавая стиль модерн, выдержанный в тональности, крое, создавая таким образом композиции по той изысканной простоте, что достигается не сразу, а только через познание тайны профессионального мастерства.

Можно только позавидовать настойчивости дизайнера в поиске образцов национального костюма давних времен. Она много ездит по Дагестану в поисках женских нарядов, дающих возможность использовать в своем творчестве уникальные детали-вкрапления прикладных мастеров.

– Каждая деталь костюма, – говорит Патимат, – несет в себе определенную смысловую нагрузку, дополняя образ дагестанской женщины, придавая ей выразительность, индивидуальность. Такой образ не затеряется в толпе, но привлечет к себе внимание, вызовет желание дополнить и свой собственный образ национальным колоритом. Для дизайнера важно продемонстрировать не только обновленный образ дагестанки, но её душу, трепетное отношение к родному краю.

Может быть, поэтому дизайнерские коллекции П. Магомедовой привлекают к себе внимание. У нее много учеников, для которых она всегда находит время, взращивая в них патриотизм, замешанный не на декларативности, а на природе, где всё дышит любовью к отчему дому, людям, создающим на протяжении веков образцы прикладного искусства. Ей интересны особенности той или иной территории горного края. «Бывая в разных уголках республики, – отмечает модельер, – иной раз встречаюсь с такими образцами женского костюма, что диву даюсь его современным звучаниям».

Может быть, поэтому образы, что она создает, вызывают искреннее восхищение теплыми интонациями, бережным отношением к детализации костюма, создающим эффектные, но одновременно выдержанные в народной стилистике, придающей необыкновенную выразительность облику дагестанской женщины. Дизайнер П. Магомедова рассуждает о национальном костюме изначально как о предмете обихода с точки зрения его рациональности в условиях суровой природы, нелегкого быта, тяжелого труда, отмечая, что наиболее распространенная форма одежды у женщин – рубаха туникообразного покроя, выполняющая функции платья, создающая впечатление аскетичности жизни. Его функциональное назначение выражалось в декоре, украшении разно­цветными лоскутами в форме трапеций и квадратов, нашивавшимися на край подола и по вырезу ворота, а также серебряным шнуром и галуном. Знатные же женщины носили отрезное по талии платье, которое шилось из дорогой ткани и считалось нарядной одеждой.

– Тогда же получил распространение и так называемый приталенный бешмет, – рассказывает Патимат Магомедова, – завоевавший особую популярность и пришедший на смену платью-рубахе. И с того времени линия талии стала главной опорной линией, а оборки и мягкие складки, заложенные ниже пояса, подчеркивали силуэт. У каждой из народностей Дагестана облик женщины приобретал характеристику местности, диктовавшей рациональность костюма. В зимний период они носили нагольные овчинные шубы, среди которых особой популярностью пользовалась шуба-­накидка с длинными ложными рукавами, по крою похожая на бешмет. Её вариант предполагал декоративную отделку шелком, парчой и галуном. А головной убор выразительно отражал этническую принадлежность, возрастные и социальные различия. Исследователи, в разное время побывавшие в горном крае, с удивлением сравнивали головные уборы горянок с повязками древних египетских женщин.

«Народные смыслы»

Модельер считает необходимым отметить особую значимость цветового кода, являющегося одним из важнейших элементов. А обувь, как и ювелирные украшения, позволяла безошибочно определять происхождение женщины того или иного аула, знаменитого своими прикладными традициями. В качестве выразительных средств использовались вышивка, аппликации. А самым сложным являлось украшение из различных рисунков орнаментального искусства с растительными узорами.

Модельер уверена в том, что наследие древних мастеров предстоит не просто осмыслить, но и понять, что для современных искусствоведов это кладезь для исследования. И улыбается, замечая, что незаконченная по ряду обстоятельств её кандидатская работа приобретает еще большую значимость, учитывая исследовательский масштаб, авторский замысел, поскольку дагестанский женский костюм необычайно разнообразен по форме, используемому материалу, композиции и декору. И в каждом из них свой художественный образ, свое видение дагестанки двадцать первого века. Дизайнер уверенно рассуждает о том, что в творчестве она в напряженном поиске «народных смыслов», к которым стремится, несмотря на то, что у неё солидный послужной список.

У дизайнера немало наград, раскрывающих ее общественный, профессиональный потенциал. Среди престижных наград есть благодарность за воспитание подрастающего поколения, дипломы лауреата за участие во всероссийских выставках дизайна и архитектуры.

Остается только порадоваться творческому куражу Патимат Магомедовой.

Похожие

Откроем бабушкин сундук

117
Ее повседневный гардероб выдержан в этническом стиле. С девушки взяли пример подруги и тоже...

Потомок древних мастериц

103
Учительница из селения Нижнее Казанище Буйнакского района Жамина Умаровна Шугаибова (на...

Вдохновляйся!

52
Махачкала и Каспийск борются за звание модной столицы Дагестана. Дважды в течение месяца эти...

Ее вдохновение – народный костюм

113
Мунажат Гасанова – член Союза дизайнеров России,...

Женщина, меняющая моду

114
Конец года для дагестанского дизайнера одежды, художника по костюмам Лиры Рамазановой...

Статьи из «Культура»

Художник города

30
Недавно в городе произошло событие, на первый взгляд не громкое, но очень важное для...

Тайна чести и таланта

4
Смена эпох, поколений, общественно-политических формаций… Всё течёт, всё меняется! Неужели...

Театр – это навсегда

26
Перед самым Новым годом в Театре поэзии произошло событие – премьера спектакля «Осень....

Одежда для мечты

92
Все-таки девочки такие девочки! Сколько бы лет нам ни было, увидев красивую куколку, мы...

Ловить момент – это искусство

20
Наверняка вы обращали внимание, что на официальных сайтах и аккаунтах в соцсетях различных...

Жизнь, прерванная на взлёте

34
Пятьдесят лет назад трагически оборвалась жизнь известной дагестанской певицы Марьям...

Финал стал настоящим праздником

16
Концерт, посвященный 125-летию со дня рождения...

Наследие народа

7
Среди работ, выдвинутых на соискание Государственных премий Республики Дагестан 2025 года, отрадно видеть учебно-методическую базу предмета «Культура и традиции...

Шедевры из кожи

28
Статуи, маски, портреты, панно, необычные композиции и предметы обихода, сделанные руками...

Литературная республика

157
Совсем скоро в Москве пройдет внеочередной съезд Союза писателей России. Событие это может...

Поэт и воин

24
Помню, 15 лет назад Муталиб Митаров (на снимке), известный табасаранский поэт и общественный...

Визуальные тренды Магомеда Моллакаева

54
Дизайнера, графика, художника-постановщика...