Высокое призвание
Творец бессмертных музыкальных произведений Гаджи Дадашевич Ханмагомедов (на снимке) оставил глубокий след в музыкальном искусстве, подготовил сотни талантливых высококвалифицированных специалистов в данной области, и в плеяде музыкальных деятелей ярко сияет его имя.
Родился он 15 июля 1918 года в с. Тинит Южно-Табасаранского участка Кюринского округа Дагестанской области (ныне Табасаранского района).
Первые десять лет своей жизни Гаджи провел в родном селении, окруженном садами и лесом. И первые уроки музыки он получил здесь же.
Когда Гаджи Ханмагомедову исполнилось десять лет, его семья переселилась в Дербент, где он продолжил учебу в средней школе. Одновременно увлеченно учился играть на таре. Вскоре он становится виртуозным исполнителем, восхищая своей игрой родных, близких и соседей.
В 1933 г. отца отправили в ссылку. Соседка предложила ему уехать в Баку для продолжения учебы, посоветовав обратиться к музыканту Узеиру Гаджибекову. Гаджи так и сделал.
Обнаружив у Гаджи абсолютный музыкальный слух, Гаджибеков выделяет ему место в общежитии, дает денег на питание и назначает срок для сдачи экзамена. Сдав блестяще экзамен, Гаджи поступает в Бакинскую среднюю музыкальную школу им. А. Зейналлы по классу «тар». С этого момента до конца своей жизни Узеир Гаджибеков уделял ему особое внимание.
Еще в годы учебы в музыкальной школе по совету У. Гаджибекова Гаджи начинает работать в коллективе оркестра народных музыкальных инструментов солистом по тару. Дирижером оркестра был талантливый композитор Саид Рустамов. Влияние этих двух выдающихся людей на судьбу Гаджи, его становление и развитие, безусловно, сыграло великую и неоценимую роль.
В 1936 году, когда в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета ставилось главное произведение
У. Гаджибекова «Кёроглы», Гаджи по рекомендации автора был включен в состав симфонического оркестра театра.
В 1938 году Гаджи в составе коллектива Академического театра оперы и балета принимает участие в Декаде литературы и искусства Азербайджана в Москве, а в 1941 году с этим же театром гастролирует в Иране.
В 1943 году в Азербайджанской государственной консерватории У. Гаджибеков открывает отделение «Основы народной музыки» и приглашает Гаджи для работы и учебы. Здесь Ханмагомедов, без устали работая днем и ночью, не только основательно изучает секреты народной музыки, но и получает хорошее образование по части мирового музыкального искусства.
Уже в 1944 году Гаджи Ханмагомедов представляет на суд любителей народных песен свое сочинение – песню «Гюзэл Пери» («Красавица Пери»). Эта песня, впервые прозвучавшая на Декаде музыкального искусства республик Закавказья, завоевала популярность и вошла в репертуары многих коллективов.
Первые годы учебы в консерватории Гаджи сочетал с работой в качестве дирижера в Азербайджанском государственном театре музыкальной комедии. В эти годы он почувствовал тягу к композиторскому искусству, с 1947 г. свое музыкальное образование продолжает на композиторском факультете Азербайджанской государственной консерватории им. У. Гаджибекова, вначале в классе Б.И. Зейдмана, а впоследствии у талантливого композитора Кара Караева. Ученик Дмитрия Шостаковича, Кара Караев учил Ханмагомедова не только теории, но и открывал перед ним секреты композиторской техники. Гаджи завершает учебу в консерватории не как начинающий работник искусства, а как законченный и талантливый композитор.
Еще в консерватории он работал над многими музыкальными жанрами, над малыми и крупными произведениями: «Увертюра» для симфонического оркестра, «Соната» для струнного квартета, виолончели и для фортепиано, «Сюита Нефтчилар» для оркестра народных инструментов – вот неполный перечень его творений в стенах консерватории.
В последующие годы творчество Г. Ханмагомедова получает дальнейшее развитие. Он вырастает в автора музыкальных произведений, оставляющих глубокий след в сердцах слушателей и исполнителей, становится известным и популярным не только в Азербайджане, СССР, но и в зарубежных странах.
Значительная часть произведений Гаджи Ханмагомедова написана для оркестра народных инструментов. Здесь он выступает как художник, создавая из красок (музыкальных голосов) многоцветную колоритную картину. Потому они, особенно его песни, близки народу и поются и сегодня.
Ханмагомедов – выдающийся композитор, дирижер, педагог и воспитатель. Велик его вклад в подготовку профессиональных музыкальных кадров. Он более 40 лет преподавал в Бакинской средней музыкальной школе им.
А. Зейналлы. С 1975 года Г. Ханмагомедов работал в Азербайджанской государственной консерватории им. У. Гаджибекова, являлся профессором кафедры народных музыкальных инструментов. Он воспитал несколько поколений музыкантов. Его воспитанников можно видеть в Азербайджане, Дагестане, во многих концертных и творческих коллективах.