Выжить и не отчаиваться

«Мистер Вбашневски» - короткометражная кинолента, повествующая о психе-мизантропе, выбравшем жесткий путь очищения мира от подлости и разврата. В 2015 году картина вышла в свет и сразу же привлекла внимание к начинающему режиссеру Мухтару Махтибекову и команде его единомышленников. На днях творческая группа молодых киноэнтузиастов вновь заявила о себе, представив на суд общественности новый короткометражный фильм «Выжить». О чем эта кинолента, как проходили ее съемки и какие планы на будущее строят ребята, режиссер рассказал нашему корреспонденту.
— Работа над фильмом продолжалась более двух месяцев. При этом сценарий к картине писался в течение восьми, — рассказывает Махтибеков (на снимке справа). — В главной роли снимался молодой, перспективный актер Марат Гитинов. В нашем фильме он полностью раскрылся и показал отличную актерскую игру. Роль второго плана исполнил Владимир Мещерин, актер театра и кино, с огромным опытом. Для меня было честью работать с ним. Вся съемочная команда наблюдала за игрой Владимира Георгиевича, затаив дыхание.
Рассказывая о съемочной команде, молодой режиссер с благодарностью отмечает, что ему очень повезло встретить таких же энтузиастов, как он, влюбленных в кино и стремящихся не просто смотреть качественные фильмы, но и вкладывать все силы, талант и умение в кинотворчество.
— У нас сложилась замечательная команда единомышленников. Особенно хочется отметить оператора-постановщика Магомеда Газиева и ассистента режиссера Насрулу Магомедова, они даже больше, чем я, переживали за этот фильм. Были задействованы и каскадеры, под руководством Мухаммадрасула Рабаданова они занимались постановкой трюков.
Съемки кинокартины полностью проходили в Махачкале. Одной из главных сложностей Махтибеков назвал большое количество разных локаций, где проходили съемки.
— Причем в каждой точке мы задерживались на несколько дней. Самыми сложными для нас оказались съемки на втором рынке и прилегающей к нему улице Белинского Махачкалы, где мы провели 7 дней. Там было очень много проходящих мимо людей, которые по нашей задумке должны были быть массовкой в фильме. Но они-то этого не знали, обязательно находились те, кто любопытно смотрел на нас и на камеру, и тем самым все сбивалось. Приходилось каждый раз снимать заново. Ближе к концу съемок в этой точке продавцы, уже привыкшие к нам, сами спешили помочь, предостерегая покупателей, чтобы не смотрели в камеру и не мешали нам. Это было здорово.
— Каков был замысел фильма, что вы хотели этой работой донести до зрителя?
— Фильм повествует о молодом человеке, оказавшемся за чертой бедности и пытающемся выжить в жестоком обществе. Какую идею я хочу донести? Я не сторонник много распространяться, отвечая на этот вопрос, так как считаю, что ни к чему давать зрителю готовых анализов и оценок, иначе он будет ориентироваться на заданный мною посыл. Скажу лишь одно: если после просмотра нашего фильма у большей части зрителей возникнет желание что-то изменить в своей жизни, задаться какой-то важной целью и идти к ней, преодолевая все трудности судьбы, буду считать, что мы сняли стоящую вещь.
— «Выжить» — не первая ваша работа. Как шло становление режиссера Махтибекова?
— Еще учась в школе, бывало, я сбегал с уроков, чтобы вместе с друзьями снять какой-нибудь интересный видеоролик. С каждым разом появлялись новые идеи, видео становились все длиннее и с большим количеством участников. Снимали мы все на обычный телефон, примотанный к штативу изолентой. Постепенно это хобби стало страстью. После школы поступил на отделение журналистики, но сразу понял, что не мое это дело, и спустя год ушел, продолжив свои эксперименты с киносъемками. Учился сам, путем проб и ошибок, много читая о том, как работают известные сценаристы, режиссеры в Европе и в Голливуде. Некоторую базу дали мне курсы Нью-Йоркской Академии киноискусства, обучение по которым я прошел в Москве. Многому еще предстоит учиться и работать над собой. Считаю, что самый верный способ достичь совершенства в каком-то деле – это просто делать его, анализируя свои ошибки, ориентируясь на лучшие образцы кинотворчества, существующие в мире. Не копировать, а, вдохновляясь, создавать свое.
— Кстати, какие известные кинокартины вас вдохновляют?
— Их много. В основном это исторические фильмы. Но, пожалуй, самый главный эталон для меня все же «Властелин колец» режиссера Питера Джексона. Пересматривал фильм десятки раз, но и по сей день, когда наступает творческий кризис, смотрю эту кинокартину и документальный фильм о том, как шел съемочный процесс. Это своего рода эмоциональная и интеллектуальная подзарядка для меня.
— Ваша творческая команда существует не один год, и, несмотря на отсутствие каких-либо финансов, вы работаете. Это для вас что-то вроде хобби или кино – ваше основное дело?
— Кино хобби быть не может. Да, пока мы своей деятельностью не зарабатываем и бомжуем (смеется), но это нас не пугает, потому что мы четко знаем, что наша работа над собой принесет свои плоды – мы достигнем той цели, которую поставили перед собой. Мы всей командой верим в это.
— И какая же это цель?
— Прежде всего, наработав опыт, пополнив свои знания, найдя хорошую финансовую поддержку, снять хороший, качественный полнометражный фильм, основанный на истории Дагестана. В центре внимания – образ великого дагестанского поэта Ирчи Казака. Фильм, по задумке, должен отослать зрителя в XIX век, во времена Кавказской войны. Главным посылом картины является идея о сохранении извечных ценностей, таких как человечность, вера и честь. Мы три года собирали необходимый материал. Тизер будущей исторической картины под названием «Горный перевал» уже есть в Ютубе, и желающие могут его увидеть. Но самая главная цель, которую мы поставили перед собой, – показать, что в Дагестане можно и нужно снимать хорошее, качественное кино. Да, пока этого не наблюдается, но мы к этому идем, и надо сделать все, чтобы оставить следующим поколениям хорошую базу, и, оттолкнувшись от нее, наши земляки в будущем создавали бы фильмы, не уступающие по уровню европейскому кино и фильмам Голливуда. Наша республика имеет свое уникальное лицо, богатую историю, по всей ее территории рассыпаны прекрасные природные памятники. Грех не использовать такой потенциал.
Полностью согласна с этой точкой зрения и надеюсь, что команда Мухтара Махтибекова, а также многие другие талантливые дагестанцы продолжат раскрывать всю красоту Страны гор.
Статьи из «Культура»
Очередная премьера

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»

Победный месяц

История Дагестана и музей
