Выжить и не отчаиваться
«Мистер Вбашневски» - короткометражная кинолента, повествующая о психе-мизантропе, выбравшем жесткий путь очищения мира от подлости и разврата. В 2015 году картина вышла в свет и сразу же привлекла внимание к начинающему режиссеру Мухтару Махтибекову и команде его единомышленников. На днях творческая группа молодых киноэнтузиастов вновь заявила о себе, представив на суд общественности новый короткометражный фильм «Выжить». О чем эта кинолента, как проходили ее съемки и какие планы на будущее строят ребята, режиссер рассказал нашему корреспонденту.
— Работа над фильмом продолжалась более двух месяцев. При этом сценарий к картине писался в течение восьми, — рассказывает Махтибеков (на снимке справа). — В главной роли снимался молодой, перспективный актер Марат Гитинов. В нашем фильме он полностью раскрылся и показал отличную актерскую игру. Роль второго плана исполнил Владимир Мещерин, актер театра и кино, с огромным опытом. Для меня было честью работать с ним. Вся съемочная команда наблюдала за игрой Владимира Георгиевича, затаив дыхание.
Рассказывая о съемочной команде, молодой режиссер с благодарностью отмечает, что ему очень повезло встретить таких же энтузиастов, как он, влюбленных в кино и стремящихся не просто смотреть качественные фильмы, но и вкладывать все силы, талант и умение в кинотворчество.
— У нас сложилась замечательная команда единомышленников. Особенно хочется отметить оператора-постановщика Магомеда Газиева и ассистента режиссера Насрулу Магомедова, они даже больше, чем я, переживали за этот фильм. Были задействованы и каскадеры, под руководством Мухаммадрасула Рабаданова они занимались постановкой трюков.
Съемки кинокартины полностью проходили в Махачкале. Одной из главных сложностей Махтибеков назвал большое количество разных локаций, где проходили съемки.
— Причем в каждой точке мы задерживались на несколько дней. Самыми сложными для нас оказались съемки на втором рынке и прилегающей к нему улице Белинского Махачкалы, где мы провели 7 дней. Там было очень много проходящих мимо людей, которые по нашей задумке должны были быть массовкой в фильме. Но они-то этого не знали, обязательно находились те, кто любопытно смотрел на нас и на камеру, и тем самым все сбивалось. Приходилось каждый раз снимать заново. Ближе к концу съемок в этой точке продавцы, уже привыкшие к нам, сами спешили помочь, предостерегая покупателей, чтобы не смотрели в камеру и не мешали нам. Это было здорово.
— Каков был замысел фильма, что вы хотели этой работой донести до зрителя?
— Фильм повествует о молодом человеке, оказавшемся за чертой бедности и пытающемся выжить в жестоком обществе. Какую идею я хочу донести? Я не сторонник много распространяться, отвечая на этот вопрос, так как считаю, что ни к чему давать зрителю готовых анализов и оценок, иначе он будет ориентироваться на заданный мною посыл. Скажу лишь одно: если после просмотра нашего фильма у большей части зрителей возникнет желание что-то изменить в своей жизни, задаться какой-то важной целью и идти к ней, преодолевая все трудности судьбы, буду считать, что мы сняли стоящую вещь.
— «Выжить» — не первая ваша работа. Как шло становление режиссера Махтибекова?
— Еще учась в школе, бывало, я сбегал с уроков, чтобы вместе с друзьями снять какой-нибудь интересный видеоролик. С каждым разом появлялись новые идеи, видео становились все длиннее и с большим количеством участников. Снимали мы все на обычный телефон, примотанный к штативу изолентой. Постепенно это хобби стало страстью. После школы поступил на отделение журналистики, но сразу понял, что не мое это дело, и спустя год ушел, продолжив свои эксперименты с киносъемками. Учился сам, путем проб и ошибок, много читая о том, как работают известные сценаристы, режиссеры в Европе и в Голливуде. Некоторую базу дали мне курсы Нью-Йоркской Академии киноискусства, обучение по которым я прошел в Москве. Многому еще предстоит учиться и работать над собой. Считаю, что самый верный способ достичь совершенства в каком-то деле – это просто делать его, анализируя свои ошибки, ориентируясь на лучшие образцы кинотворчества, существующие в мире. Не копировать, а, вдохновляясь, создавать свое.
— Кстати, какие известные кинокартины вас вдохновляют?
— Их много. В основном это исторические фильмы. Но, пожалуй, самый главный эталон для меня все же «Властелин колец» режиссера Питера Джексона. Пересматривал фильм десятки раз, но и по сей день, когда наступает творческий кризис, смотрю эту кинокартину и документальный фильм о том, как шел съемочный процесс. Это своего рода эмоциональная и интеллектуальная подзарядка для меня.
— Ваша творческая команда существует не один год, и, несмотря на отсутствие каких-либо финансов, вы работаете. Это для вас что-то вроде хобби или кино – ваше основное дело?
— Кино хобби быть не может. Да, пока мы своей деятельностью не зарабатываем и бомжуем (смеется), но это нас не пугает, потому что мы четко знаем, что наша работа над собой принесет свои плоды – мы достигнем той цели, которую поставили перед собой. Мы всей командой верим в это.
— И какая же это цель?
— Прежде всего, наработав опыт, пополнив свои знания, найдя хорошую финансовую поддержку, снять хороший, качественный полнометражный фильм, основанный на истории Дагестана. В центре внимания – образ великого дагестанского поэта Ирчи Казака. Фильм, по задумке, должен отослать зрителя в XIX век, во времена Кавказской войны. Главным посылом картины является идея о сохранении извечных ценностей, таких как человечность, вера и честь. Мы три года собирали необходимый материал. Тизер будущей исторической картины под названием «Горный перевал» уже есть в Ютубе, и желающие могут его увидеть. Но самая главная цель, которую мы поставили перед собой, – показать, что в Дагестане можно и нужно снимать хорошее, качественное кино. Да, пока этого не наблюдается, но мы к этому идем, и надо сделать все, чтобы оставить следующим поколениям хорошую базу, и, оттолкнувшись от нее, наши земляки в будущем создавали бы фильмы, не уступающие по уровню европейскому кино и фильмам Голливуда. Наша республика имеет свое уникальное лицо, богатую историю, по всей ее территории рассыпаны прекрасные природные памятники. Грех не использовать такой потенциал.
Полностью согласна с этой точкой зрения и надеюсь, что команда Мухтара Махтибекова, а также многие другие талантливые дагестанцы продолжат раскрывать всю красоту Страны гор.