Взгляд неравнодушного
Журналистика – скорее жанр документальный, она запечатлевает время, людей, эпоху. И многое из того, что описывается в ней, остается правдой, что невозможно приукрасить, отретушировать.
Политолог, журналист Эдуард Эмиров как раз относится к тем редким «документалистам», кто, отражая в своей нелегкой журналистской «хронике» происходящие в стране, республике общественно-политические, социально-экономические процессы, остается синхронным маятником, отсчитывающим колебания времени под воздействием силы тяжести, упругости трения, являясь не сторонним наблюдателем, а действующим персонажем, непосредственным участником судьбоносных перемен, в которых он не существует, а реально влияет на обозримое настоящее, всегда оставаясь неравнодушным человеком. Время для него не мимолетное явление, а энергетический сгусток, квинтэссенция внутреннего ощущения той правды, от которой невозможно отказаться, предать или согласиться с тем, что правда может быть разной, многоликой.
Для писателя, журналиста она является той неприкрытой, порой жесткой, неудобной истиной, определяющей ход истории, жизнь людей, по-разному ее воспринимающих, но сохраняющих в себе стержень, основу мировоззрения, гражданственности, патриотизма.
Герои Э. Эмирова, как правило, лишены статичности и рассказывают об общеизвестном с другой стороны, что характеризует время не как цепочку исторических событий, а сквозь призму личностного восприятия, чем они ценны.
Журналист признается, что «именно такие люди и стали героями моих интервью, статей, корреспонденций за более чем 30-летнюю журналистскую деятельность в дагестанских СМИ в контексте времени». Но он ведь и сам такой открытый, бескомпромиссный, не признающий сделки с совестью, легко расстающийся с престижным креслом при малейшем давлении на него или желании заставить скрыть, отказаться от той правды, что не дает возможности ее искажать.
Э. Эмиров остается неизменным в своих взглядах и сегодня, будучи уверенным: то, что остается людям, должно выкристаллизовывать время, его настоящее, прошлое, будущее, сохраняя бесценные мысли, чувства, воспоминания современников и уже несуществующих людей, являющихся документальным источником его публикаций. «Это скорее живой дневник для потомков, важные события ушедшей эпохи», – признается автор, и с этим не поспоришь.
Он удивительно точно расставляет временные акценты, раскрывая всю противоречивость времени, в котором пребывает. Под грифом «рассекречено» рассказывает о современнике ушедшего столетия Магомеде Джафарове, совершенно по-иному трактующем историческую правду, написанную ее очевидцем. В воображаемом интервью автор задает вопросы, на которые ему отвечает человек, запечатлевший острое, смутное время перемен, жесточайших идеологических разногласий, раскола внутри себя. Это была жесткая борьба, в которой он и его сторонники потерпели поражение. Джафаров признается, что жестокое идеологическое противостояние, гражданская война оказались роковыми в его и в жизни тех, кто пытался установить в Дагестане свой миропорядок. Здесь в начале прошлого века, разыгрывая кавказскую карту, побывали англичане, пытавшиеся выторговать в войне с красными условия для своего военного присутствия, тем самым рождая невольные аналогии с новым веком, в котором уже современники автора испытывают на себе внешнее давление западных, арабоязычных проповедников.
Такое общение с прошлым дает пищу для размышлений дагестанцам, переживающим период социального переустройства, ломку сознания, борьбу традиционного и ортодоксального ислама, что так или иначе перекликается с новыми религиозными, политическими тенденциями.
Давая оценку антиподу Джафарова – Самурскому – Э. Эмиров предоставляет возможность читателю сделать вывод, разобраться, можно ли в классовой борьбе остаться незамутненным родником или все же революция – это насилие, пусть и во благо народа. Он рассказывает о просветителе Самурском, многое сделавшем для горской республики, ее индустриализации, создания культурного пространства, дав вместе со своими сподвижниками возможность дагестанцам получить образование и превратив за короткий срок республику в крупный промышленный, научный центр.
Э. Эмиров не навязывает читателю свой взгляд на исторический портрет Дагестана. Он непредвзято рассказывает о тех, кто олицетворял его, кто остался в памяти как уникальная личность, кто из поколения в поколение сохранял связь времен. Не нарушая жанровое повествование, автор, условно разделив книгу на политику, экономику, общество, культуру, науку, образование, языком его героев рассказывает о судьбе дагестанцев, дает развернутую картину исторического развития республики. И эта оценка далека от пафосной, она изобилует неординарными размышлениями, прогнозами, выводами.
И каждый раз диву даешься, как талантливый журналист, мастерски владея жанром публицистики, аналитики, может быть столь разнопланов и одинаково интересен, о чем бы ни шла речь. Возьмите в руки книгу «Диалог в контексте времени» и получите удовольствие, окунувшись в историческое многообразие, повествование о людях, каждый из которых подобен редкому драгоценному камню, встречающемуся в природе.