Загадка для передачи «Что? Где? Kогда?»
Все-таки отправлю на передачу «Что? Где? Когда?» фото цагура. Пусть знатоки отгадают, что это и для чего. Ни в одном из сельских домов, где мне довелось гостить, не встречался подобный предмет. Деревянные корыта, подносы, тазы малые и большие, вилки деревянные были, а его – нет, не было.
Не там, значит, ходила. За редкостями надо сразу к аксакалам. Не нашлось и у них? Ничего. Идем в музей. Порой там встречаются такие предметы быта, что не предметы вовсе, а настоящая головоломка. С цагуром тоже не все так просто. Это с виду он – деревянная стена-перегородка, разделяющая кунацкую от хозяйственной части. А послушаешь этнографов, и стена уже не стена, а часть истории, домовая книга семьи, тухума, села.
В Национальном музее РД им. Алибека Тахо-Годи такой имеется. Пришёл к нам аж с XIX века. Длиной семь метров, высотой почти 2,5. Главный хранитель музея Заира Кильдеева рассказывает, что цагур был привезен из очередной экспедиции в 1968 году из селения Мачада тогда еще Советского района, ныне Шамильского.
Нарядные резные узоры на деревянном цагуре напоминают минарет, солнце, другие космические тела. Каждый воспримет и увидит их по-своему, потому что это искусство, а оно гибко. Резьба по дереву, как мы знаем, – древнейший вид искусства, который является очень важным носителем истории, культуры многих народов, отражает богатые национальные традиции.
– Первые исследования по художественной обработке дерева у дагестанцев появились в конце XIX – начале ХХ веков, – рассказывает Заира Гашимовна. – Эти удивительные произведения дагестанских резчиков по дереву, сохранившиеся в мечетях и музеях, воплощение лучших традиций народного художественного ремесла. Орнамент и форма одних памятников имеют явную связь с древними языческими традициями, другие – христианского и мусульманского периодов Средневековья. В целом в деревянной резьбе четко выделяются три орнамента. У аварцев – геометрический, у кубачинцев распространен растительный орнамент «мархарай», у табасаранцев и агульцев – ленточный-плетёночный узор, пришедший к нам в средние века из Армении и Грузии.
Важным элементом внутренней архитектуры горского жилища была деревянная стена, которая разделяла жилую часть от хозяйственной.
– Обратите внимание на центральную часть, напоминающую древо, – символ жизни, изобилия, пассивность, неподвижность, богато украшенную крупной резьбой с солярными знаками в виде спиралей, ромбов, зигзагообразных линий. Цагур покрыт несимметричным орнаментом, элементы которого восходят к глубокой древности, и этим узорам придают особое значение, они – обереги, предназначенные для защиты дома от дурного глаза, – продолжает экскурс в историю хранитель музея.
Цагур, помимо прочего, служил еще и домовой книгой. В центре его есть отметки с указанием даты рождения и смерти. И сегодня, как и прежде, он увешан предметами домашнего обихода. Бедные люди пользовались утварью самодельной или кустарного производства. Чаще встречалась деревянная и глиняная (керамическая) посуда, разнообразная по форме, размеру, отделке и назначению. Например, для обработки небольшого количества зерна в каждом хозяйстве имелось ручное приспособление. Так, для обдирки крупы применяли деревянные ступы, одинаковые по форме как на равнинных, так и в предгорных районах республики. А для помола зерна и кукурузы пользовались ручными мельницами.