Загадочные вариации души
Полтора часа пролетели незаметно. Игра актеров увлекла так, что казалось, ты смотришь не на сцену, а в освещенное окно чужого дома, тайком подглядываешь за чьей-то жизнью. Чувствуешь себя от этого неловко, но и оторваться не можешь. Ждешь, чем же всё закончится.
Постановка Владимирского академического театра драмы «Загадочные вариации» еще долго не отпускала. Ехала домой в маршрутке, а в голове витали образы, кристаллизуя извечные вопросы, которые каждый из нас хотя бы раз в жизни задает себе: существует ли истинная гармония? Когда мы влюблены, любим ли мы реального человека или его образ, который рисуем в своем воображении? Так ли мы честны в диалоге с самим собой? Можно ли до конца понять даже самого близкого тебе человека? Вопросы, вопросы… И не на каждый можно найти ответ. Наверное, в этом и есть сила высокого искусства – задуматься над тем, что действительно важно.
История двух мужчин, которые любили одну женщину, рассказанная Эриком-Эммануэлем Шмиттом и блестяще сыгранная актерами Николаем Гороховым и Анатолием Шалухиным, обладает этой силой.
… Нобелевский лауреат, знаменитый писатель Абель Знорко (в исполнении народного артиста РФ Николая Горохова) уже много лет живет в одиночестве на острове в Норвежском море. Он доволен жизнью, одиночество его не тяготит. Но все меняется, когда писатель узнаёт, что серьезно болен. Абель вспоминает о женщине, которую любил долгие годы. 15 лет его незабвенная Элен писала ему письма. Однажды писатель решается опубликовать свою интимную переписку. Книга имеет успех, и к знаменитости приезжает журналист, чтобы взять интервью. Совсем не похожий на бойкого папарацци Эрик Ларсен (сыграл Анатолий Шалухин) окажется учителем музыки и мужем Элен.
«Драма почти перерастает в детектив. Дуэль на краю света», – так обозначил жанр спектакля режиссёр Александр Михайлов. Но это не только дуэль характеров главных героев, это еще и внутреннее противостояние сил добра и зла, альтруизма и эгоизма, любви и ненависти.
Полтора часа напряженного ожидания, и ты наконец понимаешь, что мебель в чехлах и растяжка белой простыни как фон для действия – это зачехлённая жизнь, отодвинутая на потом. Жизнь, которая так коротка. Выясняется, что любимая умерла. И у писателя, у которого, казалось бы, есть все, не остается ничего… Потому что не будет больше писем.
Не знаю, почему вдруг вспомнила новеллу О`Генри «Последний лист». В ней молодая художница, серьезно заболев, каждый день смотрит в окно и считает, сколько листьев осталось на старом плюще. «Когда опадет последний лист, я умру», – говорит она подруге. И та просит старого художника нарисовать этот лист. Этот последний лист, эта призрачная надежда спасает девушку от смерти.
Так и в «Загадочных вариациях»: двое мужчин, казалось бы, ненавидящих друг друга, из любви к одной женщине решают продолжать переписку от ее имени, чтобы продлить ее эфемерную жизнь в эпистолярных строчках.
Таковы загадочные вариации человеческой души.