«Зал не дышит: льется голос…»
Незримое присутствие этой без преувеличения великой дагестанской певицы гости концерта ощутили сразу. В фойе Кумыкского театра их встречала с портрета в полный рост сама артистка, а в зале до начала действа звучали теперь уже раритетные записи Исбат Баталбековой, к счастью, сохранившиеся в фондах Дома радио.
В Махачкале прошел вечер памяти, посвященный 90–летию народной артистки РСФСР, лауреата Государственной (Сталинской) премии СССР Исбат Баталбековой, который подготовила Даггосфилармония при содействии Министерства культуры РД. Сквозь паутину десятилетий лилось редчайшее по красоте тембра меццо-сопрано, чуть приглушенное от времени, но все такое же бесконечно чарующее. Впервые услышав певицу в октябре 1950-го на концерте в Колонном зале Дома Союзов в Москве, Расул Гамзатов посвятил ей строки:
…Как зерном созревший колос
Вечер песнями богат,
Зал не дышит:
Льется голос
Баталбековой Исбат…
Даже неискушенному было ясно, что такой голос — это дар Божий.
Судьба его обладательницы могла сложиться по–разному. Исбат Баталбекова отучилась в школе ФЗУ при махачкалинской ткацко-прядильной фабрике имени III Интернационала, в педагогическом училище Буйнакска, работала секретарем–машинисткой в Доме радио, а в 1940 году выдержала конкурс и стала солисткой хора Дагестанского радио. Этот момент стал отправной точкой ее творческой жизни.
Исбат Баталбековой повезло попасть в орбиту людей, которые были основателями профессиональной дагестанской музыки. Она всю жизнь с благодарностью вспоминала своих первых учителей: Татама Мурадова, Готфрида Гасанова и Петра Проскурина. Это был тот самый случай, когда талант получил достойную огранку.
В 1943–м г. она поступила в Азербайджанскую консерваторию, и, несмотря на то, что это было военное время, переполненное потерями и лишениями, годы учебы она всегда вспоминала как самые светлые и радостные. Будучи студенткой, она занималась в студии Азербайджанского театра оперы и балета, исполняла небольшие партии в оперных постановках и получала лестные отзывы в прессе.
После окончания консерватории Исбат предложили остаться работать в этом театре, она оказалась перед трудным выбором: остаться в Баку или… И она вернулась в Махачкалу. Дагестан получил свою первую профессиональную певицу, которой позже рукоплескали Германия, Монголия, Финляндия, Китай, чье имя стояло на афишах рядом с именами Плисецкой, Лубоцкого, Нестеренко и других знаменитых артистов своего времени.
Но в республике не случилось полного раскрытия таланта дивной вокалистки. Она была рождена, чтобы стать оперной примой, но все, чем ей приходилось довольствоваться, это участие в музыкальном лектории Даггосфилармонии и в отдельных номерах сборных концертов.
Талант драматической певицы не находил применения. Да, были поездки за рубеж, была самая высокая оценка ее таланта, отмеченного Сталинской премией, орденом Трудового Красного Знамени, она трижды избиралась депутатом Верховного Совета ДАССР, но все это не стало заменой настоящему оперному искусству. Она искала любые возможности для демонстрации своего мастерства. Для нее неважно было, кто зритель – полуграмотные жители кутана или тонкие знатоки классической музыки, Исбат везде выступала с блеском и высочайшим профессионализмом. И поэтому ее дагестанцы знали, искренне любили.
На концерте памяти, который прошел в Кумыкском театре, среди зрителей было немало людей, знавших ее лично. Ведущая вечера музыковед Ирина Нахтигаль построила программу таким образом, чтобы рассказать о важнейших моментах ее жизни, ее лучших работах и человеческих качествах. В канву показанного удивительно гармонично легли лирические стихи дагестанской поэтессы Шейит-Ханум Алишевой.
В концерте принимали участие Государственный оркестр народных инструментов республики под управлением заслуженного деятеля искусств Новруза Шахбазова, камерный оркестр Даггосфилармонии, дирижер – заслуженная артистка РФ Зарифа Абдуллаева, солисты: заслуженная артистка России Умразият Арбуханова, народный артист Дагестана Магомедрасул Заваев, заслуженная артистка РД Светлана Мусаева, а также Заира Даибова, Нурия Исабекова, гостья из Дербента – солистка муниципального учреждения искусств «Эвтерпа» — Бятул Нагиева. Вечер памяти закончился выступлением государственного хора Дагестана (хормейстер – Людмила Ханжова). С этого коллектива начинался творческий путь Исбат Баталбековой. Сейчас он сменил название, но в его составе все еще работают артисты, которые знали Исбат Баталбекову и хранят память о высоком стиле блистательной артистки, которая стала основательницей национальной академической исполнительской традиции.