X
08:53 24.11.2023

Земля и камни

Он уже классик. Но, предпочитая оставаться в тени, уверен в том, что в творчестве на первом месте не самоутверждение, а проецирование нового искусства. Его истоки в глубинах сознания, в земле и камне, из которых вылеплена его малая родина.

Заглянувший в будущее

Кажется, что он, Тагир Гапуров (на снимке), знает то, что никто не знает. Он щедро делится своими секретами, представляя свой, особый, мир, в котором ему комфортно и легко дышится. Мыслит категориями прошлого и будущего, настоящее же его мало интересует. Слишком оно суетное, тревожное, непредсказуемое. В этом настоящем не каждый может обрести ту самую твердую почву под ногами, что придает уверенность – тебе все по силам.

Выходец из высокогорного села Хоточ, что в Гунибском районе, впитав в себя таинственный язык природы, он научился видеть то, что скрыто от человеческого глаза, и доверяется только тем, кто постиг знаки природы, понятные избранным. Может быть, это и выработало характер молчаливой, но вдумчивой личности, изначально нацеленной на то, каким он представляет в своем творчестве художественный мир.


Неслучайно и выставка, названная «Земля и камни», – своеобразная мотивация его творческого поиска, у которого нет ни начала, ни конца. Но только философская попытка осмыслить и сконцентрировать свои мысли и чувства пробуждает в каждом живом существе желание прикоснуться к вековой гармонии, превращая ее в артефакты.

Об этом более пятидесяти выставочных работ, представленных на площадке «Дагестанского аула». Подобраны самые разные по технике работы. На них словно другая планета из неизведанной эпохи, созвучной современному концептуальному искусству, характеризующему творчество большого мастера.

Кажется, что его камням и земле, олицетворяющим саму жизнь во всех ее проявлениях, свойственно мыслить. Для Тагира Гапурова инсталляция – это не просто форма современного искусства, созданная из различных материалов и форм, наполненных текстовой и зрительной информацией, но возможность увидеть мир разным, одновременно близким и понятным каждому.

Символичность каждой из композиций можно рассматривать как явление времени, в котором автор является выразителем духа эпохи. Он придает форму основным ценностям своего времени, оставаясь убежденным народником в лучшем смысле этого слова. Его нельзя назвать новомодным. Но в этом его эксклюзивность, творческая ипостась – увидеть философию в обычном, ощутить и прочувствовать то, что мастер выражает. А это свое, внутреннее видение духовных основ жизни и мира, сочетающих в себе поэтичность, мифологизм живописной натуры в любом подручном материале, будь то камень, металл, глина или то, что пришло на смену традиционному, устоявшемуся.

Его можно назвать и художником, и прикладником, создающим максимальную приближенность к фактуре предмета и самого цвета, почти не отличимого от природного. При этом сохраняются каноны народного искусства, трансформируется и обогащаются элементы, привносимые иными условиями жизни.

В свое время окончив факультет промышленного дизайна МВХПУ, Гапуров одним из первых в художественном мире стал применять дизайн, соединяя его в обширной деятельности – проектной, педагогической, художественной. Создавал новую эстетику, не ощущая себя первооткрывателем, но являясь носителем новых тенденций, сопровождающих общественные трансформации. Использовал богатый опыт предков, живших в первозданной природной среде, превращавших предметы быта в произведения искусства.

Воплощённый мир

Можно сказать, что рукам мастера послушна любая комбинация, имеющая смысловые модификации, игру значений со скрытым подтекстом, обращающим внимание на проблемы мира.

Его «Земля и валуны» созданы в смешанной технике, привычной манере, в которой он выражает близкую ему аскетичную горскую философию существования в условиях скудной природы. Она наполнена мотивацией пребывания в одиночестве, умиротворении, в чем видит мастер смысл жизни.

Холст «У развалин. Стены» – о прежнем времени, в котором не теплилась, а кипела жизнь, ныне угасающая, но неразрывно связанная с психологией существ, предпочитающих одиночество урбанистическому существованию.

«Родовое древо» (резьба, насечка) – стилизация характерного для горцев быта, истина которого в извечной привязанности к привычному ходу вещей.

Четыре арт-объекта «Курага» (дерево, резьба, насечка) – очередной ритмичный строй последовательной архитектуры символов, открытых и запечатанных в скальной породе века уходящего. Как и «Разбитый валун» из фанеры, выполненный в смешанной технике, проецирующий образы горцев, мужчин и женщин, не каменных, но живых, вечных, как сама земля, дающая жизнь каждой травинке, горному цветку дивной красоты.

«Без названия» – о том, что люди так и не смирились с утопией уничтожения, создав свою формулу счастья.

Мастер разнообразен. Не повторяясь, а следуя выбранному курсу – жить в ладу с природой и человеком-созидателем, способным к историческому перевоплощению, он вызывает интерес технологичной логикой, приемами новой художественной дифференциации. Неестественные блики цифровой обозначенности, может быть, никогда не заменят естественный свет, но отображают важный посыл: современные технологии – неотъемлемая часть человеческого сознания. И стоит не противостоять этому, а находить органику.

Тагир Гапуров во всем органичен. И, что немаловажно, он трудоголик, создающий свое символическое искусство, не теряясь среди маститых коллег. Тем и хорош, обладая способностью вызывать восхищение на уровне подсознания, когда поначалу бьют эмоции, а уж потом зритель осознает роль личности, ее будущности в мире.

Заслуженный художник РД, член Союза художников РФ Тагир Гапуров – участник более ста выставок, в том числе персональных. Его работы хранятся в ДМИИ им. Гамзатовой, Национальном музее им. А. Тахо-Годи, этнографическом музее «Дагестанский аул», Музее мировых культур и религий, в частных и корпоративных коллекциях России, Англии, Франции, Германии, Черногории, ОАЭ, Сирии, Мексики, США.

Тэги:
художник,

Похожие

Послевкусие эпох

29
Школу дагестанского изобразительного искусства можно считать одной из сильнейших на...

Исследователь души и вдохновитель сердец

379
Героями картин известного дагестанского...

Одушевлённые сердцем

189
В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве,...

Семейные ценности через искусство

105
Справедливо замечено, что именно в детстве...

…Без тебя бедна я

267
Ее Дагестан особенный, не похожий ни на чей другой. Это вселенная, это гора-образ, где многое...

Возрождённый мир

66
Замысловатые линии, образуя канву сюжетных образов, словно послание из прошлого,...

Законы живописи

36
Художник при должности – это не художник: слишком много административной работы, считает...

Он мечтал увидеть мир…

87
Очарованный землей, ее звуками и красками, еще мальчишкой выцарапывал на камнях-валунах то,...

Энергия родных гор

274
Художественный мир разнообразен. Он отражает природу мироощущения, познания сути...

Статьи из «Культура»

Нравственный ориентир

4
Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова приняла на своей площадке всероссийскую...

Это была поистине народная стройка…

6
Если оглянуться на 100 лет назад, то одним из самых ярких...

Семьи участников СВО – в центре внимания

71
Во время недавней прямой линии Главы Дагестана...

Юбилейный концерт

4
Виртуозный саксофонист, ведущий артист и солист эстрадно-духового оркестра Дагестанской...

Когда поёт «Чарода»…

32
Праздничная программа с их участием обречена на успех, бурными овациями встречают артистов...

Как Джабраилов фотографа играл

4
Ровно 55 лет назад, в 1969 году, на экраны СССР вышел...

Не надо бояться творить

9
Как написать грантовую заявку и получить поддержку от государства на реализацию проекта?...

Философия образов

23
20 декабря в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой открывается...

Вся гамма человеческих чувств

42
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Звучали кумуз, флейта, гармонь…

8
В этом году участниками Регионального фестиваля юных...

Еще раз о любви к Родине

12
Песни времен Великой Отечественной войны, патриотические вокальные произведения,...