Женщина, дарящая тепло
Государственный Ногайский музыкально-драматический театр функционирует с 2001 года. Это самый молодой театр у нас в республике. И с первого же дня открытия здесь работает Оразбийке Тангатаровна Кокоева (на снимке).
В беседе со мной директор Ногайского театра Бойсолтан Джумакаев как-то обмолвился:
– Оразбийке Кокоева по праву является заслуженной артисткой Дагестана. Она талантливая и неповторимая. И мы, ногайцы, конечно, гордимся, что у нас есть такая яркая звезда, которая дарит зрителям праздничное настроение.
Директор сделал небольшую паузу, щурясь от яркого солнца, и затем продолжил:
– Она, если хотите, как это солнце: отдает свое тепло всем, кто в этом нуждается. Оразбийке всегда в центре внимания.
***
Родилась наша героиня в 1952 году в селении Червлённые Буруны.
Со школьной скамьи она знала, что будет артисткой. Творческую карьеру начала в народном театре отдела культуры Ногайского района, являлась солисткой ногайского хореографического ансамбля «Айланай».
Потом училась в Дагестанском училище культуры. Во время учебы каждый день репетировала разные роли. Особенно сильно ее впечатляла игра таких актрис, как Барият Мурадова, Софико Чиаурели, Нонна Мордюкова.
– Я часто смотрела фильмы с их участием, – рассказывает Оразбийке Кокоева. – И всегда думала: хорошо было бы научиться играть как они. Ведь играют с максимальной самоотдачей, будто в последний раз. Так не каждый сможет. Вот это и есть настоящий талант. У нас большая, красивая степь, утопающая в цветах. Такая красота уводит тебя куда-то в сказку, романтика бескрайних просторов буквально завораживает. И когда гляжу на всё это, то появляется внезапный прилив творческих сил. И хочется щедро делиться настроением с сестрой, друзьями, знакомыми.
***
Сегодня репертуар артистки включает в себя более 30 ролей классической и современной драматургии. Оразбийке Тангатаровна создала во многих спектаклях яркие сценические образы, которые по праву заслужили признание зрителей.
К творческим удачам Кокоевой можно отнести, например, роль Гульфиры в пьесе «Колыбельная» Т. Минуллина, Салихат в пьесе «Особняк» В. Эфендиева, Танъкайбике в пьесе «Ночь лунного затмения» М. Карима, беспокойной бабушки в пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюджен-оглу «Лавина», ханши в спектакле «Шора-Батыр» по мотивам героического эпоса казахского народа.
Каждый ее выход на сцену привлекает к себе пристальное внимание критиков и театроведов.
***
На мой вопрос, кого она считает самым выдающимся драматургом, чуть удивленно отвечает:
– Конечно, Шекспира. Хотя бы потому, что три его пьесы – «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и «Отелло» – стали произведениями мирового масштаба.
– А в какой из этих пьес хотели бы сыграть вы?
– Думаю, в «Гамлете». Хотелось бы сыграть Гертруду – мать главного героя.
– Что для вас значит театр?
– Это мой дом. Здесь я нашла себя, свое призвание, здесь формировался мой характер. И когда бываю на гастролях, то часто вспоминаю стихи нашего ногайского поэта Суюна Каппаева:
Я ширь ни мерил бы какую,
Какой бы ветер в грудь ни дул,
Но по тебе везде тоскую,
Мой тихий маленький аул.
В 2019 году на фестивале национальных театров прикаспийских государств, который проходил в Махачкале, она была признана одной из лучших актрис Северного Кавказа.
Удачи и новых ролей вам, уважаемая Оразбийке Тангатаровна!