Живопись, рожденная любовью
Художественно-графический факультет Даггоспедуниверситета – центр художественной культуры, воспитавший молодое поколение, сохраняющее классическое наследие отечественного искусства. Это центр, создавший свою художественную школу, чьи выпускники разлетелись по городам и весям огромной страны, составляют славу мастеров живописи, графики, малой и монументальной скульптуры, прикладных искусств, в том числе в крупных культурных центрах.
Программа, например, кафедры живописи худграфа включает в учебном году несколько мероприятий, важнейшее из которых – защита квалификационных работ выпускниками. На суд специальной комиссии (председатель – член-корреспондент Российской академии художеств, председатель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедов) девичьей группой выпускников выставлены пять живописных серий работ и одна искусствоведческая.
Марина Габибуллаева предстала тонким, чувственным художником в жанре натюрморта, умело использовавшим технику пастели. Тонкие четкие линии, насыщенность цветовых решений убедительно подводят зрителя к желанию радоваться жизни, ее яркости и наполняют смыслом название серии живописных листов «И осенью хочется жить…». Плоды закатного времени года, по характеристике рецензента – члена Союза художников РФ Владлены Бесараб, изображены на контрастном фоне без обрамления – будто висят в воздухе, что характерно для японской живописи, которая и вдохновила студентку на выбор темы. Яркие краски утверждают, что осенью увядания нет и натюрморт – это не мертвая натура. Картины живые, сочные, рождают положительные эмоции. Серии пронизаны любовью к искусству, поэзии.
Шахназ Рабаданова отважилась представить большое живописное полотно – портрет родного человека – бабушки, сыгравшей важную роль в жизни автора. Задача была непростой, потому что предстояло кистью вывести ее характер, темперамент, раскрыть личность немолодого человека. И это художнику удалось. Лицо, руки героини написаны в яркой манере, грамотно, с пониманием, под влиянием идеи.
А вот следующий портрет – мамы (на снимке), написанный студенткой Айтекин Мовланвердиевой, дает ощущение, что автор руководствовалась определенными своими установками. Может, эта запрограммированность обусловлена ее предыдущим образованием (она экономист Азербайджанского университета). Ей интересны руки, так о многом повествующие. Чтобы раскрыть внутренний мир натуры, автор использует разные приемы, показывающие отношение к женщине, которую не пытается сделать моложе, рисует ее без украшений, излишней декоративности. Айтекин написала маму такой, какая она есть, в реалистичной манере, но влюбленными глазами. Даже платок, спадающий с плеч, написан так тонко и передает фактурную его красоту.
Тихая, спокойная красота горного села замечательно передана в серии из семи листов «Осень в Маджалисе» Гульханум Халимбековой. Гуашь помогает как нельзя лучше раскрыть замысел автора. Достоинство этой серии – в передаче осеннего настроения. Осень – не лучшее время года в селе, но в ее пейзажах воссоздана жизнь, и она активна. «Хочется разглядывать каждую деталь обыденной действительности села. В этой обыденности есть своя красота, – оценивающе говорила кандидат искусствоведения Наталья Мусаева, глядя на картины Г.Халимбековой. – Они хороши по тону, колористике. Ее дипломные листы отводят нас к великим образцам живописи». «Безоговорочно мы примем эти достойные работы на предстоящую выставку наших живописцев в Волгограде», – удовлетворенно заключил Курбанали Магомедов.
Четыре горянки разных национальностей в головных уборах смотрят с листов Аминат Кабулаевой. Ранее она закончила Дагестанское художественное училище им. М. Джемала по специальности «дизайн костюма». Отсюда и интерес к разнообразию национального аксессуара, способам повязывания платка, височным украшениям. Горянки изображены в интерьере со старинным очагом. А источником вдохновения Аминат явно послужил старинный аварский дом, где старые горские печи вписаны в интерьер сакли. Но даже красивый дом, убранный в национальном стиле, холоден без живого очага и хозяйки. Автор отчетливо видит связь предметов, и очаг здесь – действующий образ с внутренним духом. Вся серия объединена композицией и имеет внутреннюю притягательность, упорядоченность горского быта, и в этом помощник для художника мягкая гуашь. И Аминат показала умение грамотно владеть гуашевой живописью.
Особой значимости, по мнению квалификационной комиссии, достойна искусствоведческая работа Гурият Телеевой, исследовавшей творчество А. Гаджимирзаевой в контексте развития дагестанского искусства второй половины ХХ века. «Это редкий вариант дипломной работы, освещающей творчество действующих педагогов по изобразительному искусству. Героиня студенческого исследования А.Гаджимирзаева – педагог с 45-летним стажем – не разводит вокруг своего творчества пиар. О ней нет никакой искусствоведческой литературы. Материал для диплома приходилось собирать по крупицам», – вводит в курс дела Наталья Мусаева.
Гурият провела исследование творчества старейшего педагога, обладателя энциклопедических знаний по изобразительному искусству, интересно подала, что и как влияло на ее мировоззрение: семья, вуз, московские музеи, обогатившие ее знания жанров, манеру подачи материалов. Автор дает краткий анализ конкретных работ с точки зрения композиции, методов письма. «Исследование творчества педагогов кафедры будет и впредь развиваться. Это и станет искусствоведческой литературой, которой так не хватает», – обещал зав.кафедрой живописи худграфа, член-корреспондент Российской академии художеств Абдулзагир Мусаев.
Все дипломные работы студентов кафедры живописи и одна – кафедры рисунка (серия графических листов Марата Камбулатова) членами квалификационной комиссии, среди которых профессора, заслуженные художники, были одобрены и оценены на «5». «Мы увидели творчество ребят в разных жанрах, что называется, три в одном: портрет, натюрморт, сюжетная серия. Что ни образ, то размышления. А в целом это и есть дагестанская культура, концентрация огромного пласта искусства дагестанского народа», – заключила Наталья Мусаева.