Живописец, график, философ
Бесконечные вариации на тему Унчукатля, откуда родом заслуженный художник России и Дагестана Альберт Хаджаев (на снимке), показывают его безграничную любовь и уважение к своим корням, его ностальгию по утраченным вековым ценностям. Картины – это посвящения родному краю и погружение зрителя в знакомые образы. В работах, созданных в стиле «сельская пастораль», художник мастерски идеализирует прошлое и дает богатую пищу для размышлений.
Из обласканных взглядом камней, полуразрушенных домиков, хранящих особый горский колорит, предметов старинной утвари, вечно живых образов героев прошедших войн, лиц горцев и горянок смело и мелодично звучит дагестанскость полотен Хаджаева. Быть может, поэтому каждый, кто знакомится с творчеством мастера, занимающего достойное место в ряду признанных художников Дагестана, определяет его как национальное.
Реализм полотен Альберта Захаровича не просто отражение исторических фактов, сама семья Хаджаевых и есть часть истории нашей страны. Прадедушка Магомед-Гаджи как участник восстания вместе с семьей был выслан из Казикумухского округа в 1877 году в Псковскую губернию. Его сын Гази, имевший красивый почерк, в 10 лет переписал Коран, который переходил по наследству, но, к сожалению, из-за перипетий судьбы до Альберта не дошел.
***
Рисовать наш герой начал ещё в детстве, во время войны.
– У меня не было даже мела, я брал уголёк из печки и рисовал на заборах, на стенах зданий, на дороге… Конечно, и подумать тогда не мог, что посвящу всю жизнь изобразительному искусству, – делится Альберт Хаджаев.
Унчукатль. Утро. Фоторепродукция Ильи Петренко
Потом он жил мечтой о поступлении по окончании школы в Ростовское художественное училище, но средств не было даже на дорогу. Пришлось поступать в Буйнакский финансовый техникум. При этом он продолжал рисовать. Плакаты, афиши, стенгазеты вызывали восторг, педагоги говорили, что ему обязательно следует поступить в художественное училище.
– Окончив с отличием техникум, я был направлен для прохождения срочной службы в город Дрезден (ГДР), где также продолжал рисовать. Спустя три года со мной заключили договор, и я остался работать. Появилась возможность выходить в город. 5 лет провел в самом сердце Европы, изучал шедевры западноевропейской живописи и архитектуры. В те годы еще не до конца были преодолены последствия бомбардировки Дрездена в период Второй мировой войны, продолжалось восстановление Дрезденской галереи, но она уже работала, – вспоминает Альберт Захарович.
Рисовать наш герой начал ещё в детстве, во время войны. Брал уголёк из печки и рисовал на заборах, на стенах зданий, на дороге… Но подумать тогда не мог, что посвятит всю жизнь изобразительному искусству
После возвращения в 1962 году в Дагестан он работал художником-рекламистом в кинотеатре «Темп» («Дружба»). Потом решил, что хочет выучиться и получить высшее художественное образование, это ведь ступенька, трамплин, без которого не стать настоящим профессионалом. И он поступает на факультет живописи в мастерской профессора Корнелия Санадзе Тбилисской государственной академии художеств. Сразу же после окончания учёбы вернулся в родную республику и погрузился в творческую и преподавательскую работу в художественном училище им. М.-А. Джемала. В дагестанское искусство он вошёл со сформировавшимся мировоззрением и профессиональной направленностью. Прививал своим ученикам любовь к творческому труду. Адиль Астемиров, Арсен Курбанов, Тимур Сулейманов, Избат Уруджева и другие талантливые художники, воспитанные им, утвердили авторитет Хаджаева на педагогическом поприще.
***
Живописные работы «Дочь Фатима», «Старая Медь», «Барият» привлекают внимание совершенством мастерства рисунка и композиции. В его портретах нет поверхностного отношения, в них отражается глубокий внутренний мир героев, они эмоциональны и психологичны. Грани таланта художника раскрывались и в последующих работах: «Невеста», «Балхарка», «Портрет поэтессы Джаминат Керимовой», «Памяти Щазы из Куркли» и других. На создание произведений не жалел ни времени, ни сил. Интересен тот факт, что известная работа «Балхарка» была написана в 1980 году и только в 1996-м предстала перед зрителем такой, какой мы её видим сейчас. Образ горянки продумывался до мельчайших деталей, и автору понадобилось 16 лет, чтобы передать знакомые нам сейчас взгляд, наклон головы, украшения головного убора, положение кистей рук…
Фоторепродукция Ильи Петренко
Женские образы вообще отдельный этап в творчестве художника. Его кисти, например, принадлежит портрет первой летчицы-парашютистки Дагестана Бавер Джафаровой, прославившей республику своими рекордами в лётном деле. Надо сказать, что если женские образы привлекают своей утонченностью и красотой, в мужских автор стремится к более углубленной психологической характеристике. Мудрость, мужество и беспримерную смелость удалось передать в портрете «Имам Шамиль». Историки и искусствоведы, считают этот шедевр одним из лучших художественных образов руководителя горцев.
Впечатляет серия работ Альберта Захаровича, посвященная героям гражданской и Великой Отечественной войн. В частности, работа «Здесь стояли насмерть», созданная в память о павших на полях сражений дагестанцах, чьи могилы находятся вдали от родины. В рецензии к ней искусствовед З. Гейбатова-Шолохова напишет, что «автор ставит и решает сложную нравственную задачу – раскрывает образы во внутреннем диалоге персонажа с событиями и переживаниями времени».
Произведения Хаджаева хранятся в «Росизопропаганде» (Москва), Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Национальном музее РД им. А. Тахо-Годи, Министерстве культуры Республики Дагестан, Музее боевой славы (Буйнакск), а также в частных коллекциях по всему миру.
***
Особое место в творчестве художника занимают натюрморты, представляющие собой философское осмысление предметного мира, оживающего под кистью. В старинных предметах быта он демонстрирует жизнь поколений, красоту и совершенство форм и красок, в каждом полотне стремится достичь реалистической достоверности. Хаджаев – продолжатель лучших традиций реалистической школы живописи. Не подверженный модным течениям, Альберт Захарович остается самобытным, его работы узнаваемы. В то же время он не только живописец, но и художник-график.
Фоторепродукция Ильи Петренко
Им оформлено более 200 книг дагестанских, российских, зарубежных авторов. Среди них «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, «Наша сила» С. Стальского, «Мир вам» Ю. Хаппалаева, «Вечная мечта» М.-З. Аминова, «Цена любви» Г.-Б. Багандова, «Огонь в крови» А. Мудунова и многие другие. Впрочем, это уже тема для отдельной статьи.
В свои 85 лет Альберт Захарович сидит за мольбертом – пишет новые портреты современников.
– Творчество – процесс сложный, никто и ничто не должны отвлекать, сбивать с мысли. Художник находится в постоянном напряжении: от начала задуманной работы и до последнего мазка. Если взялся за что-то, то нужно делать хорошо, – говорит мастер.