Жизнь, посвящённая театру
Она была ярким и независимым человеком, ее имя в театральном мире Кавказа известно абсолютно всем. Ее голос никогда не звучал в «хоре», и потому ее интересно было слушать и читать, потому было важно знать, как она оценивает спектакль, что думает о том или ином событии. У нее было превосходное чувство театра, безупречный вкус и яркое, остроумное перо.
Основными направлениями научно-исследовательской деятельности Гулизар Ахмедовны Султановой были актуальные вопросы развития и современное состояние дагестанской многонациональной драматургии и театрального искусства.
Где бы ни трудилась Гулизар Ахмедовна, главной любовью ее было театральное искусство. В ее литературном наследии десятки книг о деятелях сцены, о великих людях нашего края. Она была профессионалом высокого класса, настоящим сердцем театральной жизни Дагестана.
В Институте языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы она очень быстро стала душой коллектива и обрела научный авторитет. Воспитанница Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, c отличием окончившая его, Гулизар Ахмедовна Султанова своей основной специальностью еще со студенческих лет избрала историю искусства, драматургии и театра. Глубокая искусствоведческая подготовка, свободное владение обширным материалом, прекрасное знание театрального искусства обеспечили исследовательским работам Г.А. Султановой большой успех в академическом сообществе.
Гулизар Ахмедовна принадлежала к особой плеяде талантливых, блестящих театроведов, и в жизни создающих собственный интеллектуальный театр. Бесконечно талантливая, свободная, неповторимая, она, безусловно, была самым известным театроведом Дагестана. Невелик круг людей, занимающихся ныне проблемами театра, поэтому ее научные работы побуждали искренне любить и объективно анализировать театральный процесс в нашей республике.
Как и многие творческие люди, Гулизар Ахмедовна была в постоянном поиске себя. Она была ведущим дагестанским театроведом, высококвалифицированным специалистом по истории и теории театрального искусства и драматургии Дагестана. По проблемам художественной культуры, в частности театрального искусства, в центральной и республиканской печати ею опубликовано более 130 научных и научно-популярных работ, в том числе многочисленные монографические исследования.
Многолетняя дружба связывала Гулизар Ахмедовну со многими выдающимися театроведами, режиссерами, актерами и художниками дагестанских театров. Ее книги и статьи об актерах и режиссерах отличаются в первую очередь доброжелательным вниманием к творческому поиску и глубоким пониманием сути работы театра.
Гулизар Ахмедовна исследовала вопросы истории и теории театрального искусства и драматургии Дагестана и республик Северного Кавказа. Как квалифицированный специалист, она постоянно выступала с научными, критическими и проблемными статьями, в том числе в центральных журналах: «Театр», «Театральная жизнь» и других.
На протяжении многих лет она возглавляла секцию критики Союза театральных деятелей Дагестана. Активное, деятельное участие в работе отдела истории искусства и института, напряженная общественная работа, регулярные емкие и точные рецензии на спектакли – это лишь малая толика насыщенной творческой биографии Гулизар Султановой.
Театральный критик в идеале – это ведь не журналист, занимающийся театром, а театровед, пишущий о сегодняшнем театре. Это профессионал, человек театра.
Она очень многое сделала для популяризации дагестанских театров, для того, чтобы дагестанцы знакомились с искусством лучших мастеров театров. Она была искренне востребована, принята всеми дагестанскими театрами в свой мир, и мы не ошибемся, если скажем, что театр был делом всей ее жизни.
Диапазон театроведческих интересов Г.А. Султановой был весьма широк. Свое исследовательское внимание она в равной степени уделяла и театру, и истории актерского мастерства, и режиссуре, и истории декорационного оформления сцены. Она принимала активное участие в творческой жизни театров Дагестана, одновременно изучая историческое прошлое, материалы, связанные со спектаклями прошлых лет, и т.д.
Г.А. Султанова была соавтором двух пьес, которые с успехом идут на сцене Лакского музыкально-драматического театра им. Э. Капиева – «Щаза из Куркли» и «Лети, журавлик!» – в Театре кукол. Перевела с русского на лакский более 10 пьес, поставленных на сцене Лакского театра в разные годы. Среди них – «Доходное место» А. Островского, «Кабанчик» В. Розова, «Скупой рыцарь» А. Пушкина, «Богатый дом» Г. Хугаева, «Скандал в Шубуруме, или Адам и Хева» А. Абу-Бакара и другие.
Гулизар Ахмедовна была по-настоящему талантлива – умела увидеть (в человеке ли, в книге или спектакле) главное и рассказать об этом так, что ты читал и удивлялся: ну как же я раньше-то этого не понимал! Ее статьи о театральной жизни Дагестана всегда высоко ценили и читатели, и коллеги.
Вдумчивый исследователь, она подарила науке ряд трудов, которые существенным образом обогатили дагестанское театральное искусство, в вопросах исследования которого Г.А. Султанова была самым авторитетным специалистом, с её доводами нельзя было не согласиться. Она была уважаема за исключительно обширную эрудицию в вопросах истории театра, исследовательскую честность и добросовестность, искреннюю любовь к искусству, научный энтузиазм.
В ней было такое качество, которое меня восхищало, – любовь, искренняя любовь к театру. И еще, в ней не было снобизма, псевдоинтеллигентской заносчивости и ни капли лжи. Она была высококлассным специалистом, знающим и чувствующим правду театра, самородком в своей непростой профессии.
В критике Гулизар Ахмедовна всегда была объективной, очень искренней, глубокие знания не мешали ей быть принципиальной и писать, не учитывая «политику». Сохранив эти качества, она чаще выступала как эксперт и критик на региональных фестивалях, а строгость и чистота ее оценок восхищали коллег.
Гулизар Ахмедовна профессионально критиковала театральные постановки и выносила вердикт об их качестве (зачастую в виде письменной рецензии). Многим профессия театроведа кажется легкой: пришел в театр, посмотрел спектакль, а потом похвалил или обругал. На деле же все намного сложнее. Театровед не просто хвалит или ругает, его задача – проанализировать постановку, найти ее слабые и сильные стороны, а в итоге – написать качественную рецензию. Театровед нужен как зрителям, так и режиссеру и актерам. Зрители ориентируются на рецензии театроведов при выборе спектакля, режиссеры и актеры делают выводы из критики и используют их в работе. Кроме того, театровед – это своего рода историк театра: спектакли со временем сходят со сцены, а критика остается и хранит в себе информацию о спектакле для будущих поколений.
Современный театр постоянно меняется, поэтому хороший театровед должен идти с ним в ногу. В этой профессии всегда нужно быть в форме, что успешно удавалось Гулизар Ахмедовне.
Султанова была членом экспертной комиссии по государственным премиям Республики Дагестана, членом экспертной комиссии Министерства культуры по грантам Президента РД, членом правления Союза театральных деятелей Дагестанского отделения, членом ученого совета Института ЯЛИ. Она неоднократно принимала участие в международных, всесоюзных, всероссийских и региональных научных конференциях и сессиях.
За заслуги в развитии дагестанского театрального искусства и драматургии Г.А. Султанова награждена медалью «За трудовую доблесть», почетными грамотами Дагестанского научного центра, Российской академии наук и Правительства Дагестана, именными часами Президента РД, являлась лауреатом Государственной премии РД.
Человек потрясающей воли, характера, ума, Гулизар Ахмедовна всегда останется для нас примером образцового поведения подлинного интеллигента, не только остро переживавшего за сегодняшние болевые проблемы дагестанской культуры, но являвшегося ее деятельным созидателем.
Для коллег, работавших вместе с ней, она остается образцом преданного, заботливого друга, безусловным авторитетом в жизни и профессии. Мне иногда казалось, что ее жизненная энергия и талант беспредельны. Такие исследователи составляют золотой фонд нашего Института.
Г.А. Султанова считала театр носителем прогрессивных идей, трибуной гражданских идеалов и делала все для усиления роли театра в жизни общества.
Все, кто знал Гулизар Ахмедовну, запомнят ее как блестящего профессионала, исключительно порядочного, светлого, искреннего, талантливого и отзывчивого человека. Ее имя в театральном мире остается синонимом преданности профессии, исключительного литературного вкуса, способности находить новые пути развития театрального искусства.
Нам, ее коллегам и друзьям, будет не хватать мудрых советов Гулизар Ахмедовны, ее книг и статей, ее бескомпромиссного отношения к своему делу и жизни. Светлая ей память!
Коллектив Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы выражает глубокие соболезнования родным и близким Гулизар Ахмедовны Султановой, всем неравнодушным к искусству театра людям.