Жизнь в красках
– Ну, я счастливая. Когда училась в художественном училище и на худграфе ДГПУ, нам преподавали педагоги, имевшие академическое образование, окончившие лучшие в стране вузы. Это были настоящие аристократы, – делится воспоминаниями Нина Хаджаева (на снимке слева), преподаватель Республиканской школы искусств М. Кажлаева для особо одаренных детей.
Нина Васильевна раскрывает и растит таланты почти 50 лет! Заслуженный учитель Дагестана, она всегда с гордостью и благодарностью вспоминает своих наставников. А сегодня многие известные дагестанские художники – ученики Хаджаевой.
– В первый раз я не поступила в училище – провалилась на истории. Попросила у завуча остаться вольнослушателем, то есть просто посещать занятия, не будучи зачисленной, но мне не разрешили. Расстроилась. На вступительных экзаменах была преподаватель Александра Ивановна, и она предложила посещать ее мастерскую. Спустя год я поступила, – делится Нина Васильевна.
«Девочки, садитесь, раскладывайте свои работы, продолжим»…
Наш разговор проходит в мастерской, куда педагог всегда приходит раньше учеников, готовит пространство для очередного занятия. И когда наблюдаешь за процессом совместной работы учителя и ученика, понимаешь, что профессия её случайных людей не терпит. Учителя действительно удивительные люди, от которых очень часто зависит, кем станут их подопечные в большом мире. За воспитанников Нины Васильевны можно быть уверенными. Наставник охотно делится знаниями, ее занятия ребята посещают с радостью. Творческая атмосфера, новые знания, открытия, идеальные и не очень работы, споры, тишина…
Нина Хаджаева – удивительная. И если она за что-то берется – всё срастается, клеится, имеет формы, цвета, вид. Ее творческая биография полна красок. Восемь лет она руководила единственным в республике детским театром, который сама организовала и создала на базе первой махачкалинской гимназии. Она и художник-постановщик, и сценарист, а актеры театра – дети. Сценарии были такие, что даже большие театры могли позавидовать, среди нашумевших спектаклей – «Легенда о Сарыкуме».
– Дети были просто гениальные. А какие потрясающие декорации! С каким удовольствием проходила работа над каждым спектаклем, все были вовлечены в творческий процесс, – вспоминает Нина Васильевна.
«Как вам удаётся находить и раскрывать таланты?», «Рисовать, что-то мастерить любят все дети, но одной любви ведь недостаточно?» – вопросы педагогу были разные, а она отвечала, что во всем помогает Всевышний, важно бороться за каждого ученика.
Нина Хаджаева – удивительная. И если она за что-то берется – всё срастается, клеится, имеет формы, цвета, вид. Ее творческая биография полна красок
– Не могу допустить, чтобы на моих занятиях ученик бездельничал. Возможно, кто-то и закрывает на это глаза, позволяет сидеть в телефоне, не выполнять домашнее задание, но не я. Сразу талант не проявится, надо работать над собой. И Айшат обыкновенно работала, и Фатима, а сейчас девочки удивляют, – говорит педагог о своих ученицах. – Я уверена, что Фатима будет одним из лучших дагестанских художников, который работает в станковой, сюжетной композиции. Все мои ученики талантливые, способные – каждый в каком-то определенном направлении. По окончании пятилетней школы юные художники планируют продолжить обучение в Дагестанском художественном училище им. М. А. Джемала. Часто бывает и так, что поступают в учебные учреждения за пределами республики. Я уверена, что каждый из них найдет себя в искусстве.
В канун Нового года в гостиной Фонда культуры прошла выставка учеников Нины Васильевны «Мир музыки». Изобразительными средствами они передавали, как видят и слышат музыку. И каждая работа привлекала внимание, заставляла задуматься, в голове звучали десятки мелодий. Это правда, что каждый ребенок – творец от рождения, просто ему нужна рука наставника, который поведет, подскажет, поможет. И как писал известный педагог В. А. Сухомлинский: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю…»
…Президентом России Владимиром Путиным 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Это решение говорит о признании высокого статуса учителей и о важности той работы, которую они проводят.