Зодчий Албури Алхазов
Когда в очередной раз очно или заочно знакомлюсь с талантливым в своей области дагестанцем, жившим или живущим за пределами республики, думаю: «Ах, кабы все светлые умы работали здесь, как славен был бы наш край великими делами, какими бы драгоценными гранями блистал Дагестан, как благостно жилось бы нам всем и во сто крат больше гордились республикой». Но, увы… Их таланту требовались другие масштабы. В силу разных причин не обо всех сынах Дагестана мы знаем. И спасибо тем, кто открывает их имена, знакомит с их жизнью, делами, о которых можно с гордостью себе сказать: это мой земляк!
Так мне думалось, когда побывала на выставке «Архитектор Албури Алхазов». Организована она по инициативе его потомка Запира Алхазова, предоставившего широкому зрителю немногочисленные свидетельства творчества своего именитого деда, уроженца селения Урахи Сергокалинского района, первого профессионального архитектора Дагестана.
Выставку открывал небольшой стенд со старинными фотографиями семьи Алхазовых. Скупые строки под ними свидетельствуют, что глава семейства ученый-арабист Магомедкади сумел привить передовые идеи того времени своим сыновьям. Старший сын Албури – один из первых революционеров Дагестана (после его гибели младший сын был назван в его честь). Два других брата – Магомед Меджидов, председатель Совета Министров ДАССР в 60-е годы прошлого столетия, Гамид Алхазов – полковник железнодорожных войск СССР, был начальником Управления Министерства путей сообщения СССР. Не подкачал и младший Алхазов – Албури, о чем свидетельствуют многочисленные ордена, боевые медали и награды за участие в Великой Отечественной войне и особое отличие – офицерский кортик, выставленные в витрине личных вещей.
Воспитывался Албури в интернате для горцев в Буйнакске, учился в педагогическом техникуме № 1. Получил диплом с отличием Московского архитектурного института и в свои 28 лет участвовал в формировании архитектурного облика Москвы. В центре столицы Родины на Кутузовском проспекте по его проекту построен многоэтажный жилой дом, позже еще и на Ленинградском проспекте.
Выставочные эскизы проектов из собрания семьи Алхазовых дают представление о том, как «мужал» талант заслуженного деятеля искусств РСФСР, ДАССР, члена Союза архитекторов СССР. Спроектированные Албури Магомедовичем объекты не назовешь домами. Это величественные здания со своим характером – гордые, с достоинством, всем своим видом демонстрирующие строгость, монументальность. Классический пример такого характера – проект здания Министерства обороны СССР. Это не дом – это уважаемое здание, где рождаются ответственные решения. Это символ державности и патриотизма. Какая фундаментальность заложена в проектах Московского автодорожного института, Союза архитекторов СССР.
Здания большие, при полном отсутствии помпезности, легкомыслия. Это не гигантизм, а величие человеческого духа, рожденного осознанием значимости своего народа в масштабах страны. Албури Магомедович – архитектор и военный инженер, активный планировщик генерального плана космодрома Байконур, руководитель проектной группы по разработке плана города Ленинска (Байконура), сооружений противовоздушной обороны Москвы, военно-стратегических объектов СССР и стран Варшавского договора. Этим и объясняется скудость сведений о его творчестве.
Но хорошо известно, что Албури Алхазов внес вклад в новую историю Дагестана. Презентативный облик Махачкалы формируют построенные по его проектам здания Министерства внутренних дел, ФСБ (КГБ) по Республике Дагестан. Заслуженный работник МВД СССР Албури Алхазов давно мечтал воплотить в реальность свои проекты на малой родине. В ту пору его куратором был Лаврентий Берия, который выступал против того, чтобы в автономной республике строились такие величественные здания, какими запроектировал их архитектор. Мечту сделать былью помогло участие Алхазова в конкурсе проектов одной из дач Иосифа Сталина, по итогам которого проект дагестанца понравился вождю. В награду Сталиным на выбор было предложено: звание генерала или большая квартира в центре Москвы. Но полковник Алхазов попросил разрешения построить по его проекту здание МВД в Махачкале. Такова история появления в столице республики этого объекта, построенного по задумке архитектора практически без отклонения от проекта, чего не скажешь о здании Правительства Дагестана на главной площади Махачкалы.
Здание запроектировано было семиэтажным со шпилем. Построили три этажа, без шпиля. Архитектор выразил недовольство. Достроили еще этаж. Потерялась задуманная монументальность. Но и при этом оно выглядит единым, несмотря на то, что состоит из четырех корпусов. Это отвечает архитектурным традициям Дагестана и соответствует климатическим особенностям. Фасад – в единой архитектурной концепции и выразительности, в нем нет парадности, все элементы конструктивно оправданны.
Выставка наглядно показывает, как скрупулезно автор проектов работал над каждой деталью. Например, на эскизе здания МВД Албури Магомедович выверенно обозначил строительные и отделочные материалы, даже их цвет. Где надо было применить армянский туф коричневого тона, обработанный под шубу, ступени он предлагал из камня месторождения около аула Тарки, балясины из бетона с применением крошки акушинского известняка и так далее.
Албури Алхазов в общей сложности запроектировал более 80 объектов в Москве, Крыму, Абхазии, Махачкале, Казахстане, странах Европы. Но порой ему хотелось отойти от монументальности, душа просила нежности, одухотворенности. Тогда он брался за кисть и обращался к живописи, графике, изображая красоту окружающей природы, рождая взору пейзажи, натюрморты, делая зарисовки на пленэре. И об этой стороне творчества рассказывает выставка, которая проходила в Махачкале в два этапа. Открылась она в выставочном зале Театра поэзии, а затем продолжила свою работу в Доме Правительства – в здании, которое он проектировал. Впрочем, это мероприятие вряд ли можно назвать выставкой, это скорее узкая щель в мастерскую замечательного архитектора поры неоклассицизма, чье многогранное творчество должно представлять интерес для искусствоведов, архитекторов-теоретиков в исследовании и более полном освещении деятельности А.Алхазова в истории отечественной архитектуры.