X
10:27 10.01.2019

Зурначи из Келеба

Давайте поставим рядом суперсовременный музыкальный синтезатор и обыкновенную зурну и предложим музыканту выбрать то, что ему больше нравится. Можно не сомневаться, что он выберет синтезатор. А насчёт зурны скажет:

— Синтезатор и её может воспроизвести.

Да, это верно. Поэтому-то мы в ресторанах и на свадьбах слышим зурну, хотя её на самом деле в оркестре нет. Техника!

Хорошо. А теперь купите наивысшее достижение западного мира в ширпотребе – жвачку. На этикетке вы прочтёте: «вкус малины», «вкус барбариса» и т.д. А теперь пожуйте. Того, кто хотя бы раз в жизни ел натуральную малину или же барбарис, от этой химии стошнит. Конечно, есть люди не совсем разборчивые в еде, одежде и прочем, но я всегда рассчитываю на разборчивых людей, потому что это норма Бога.

Вот так и с зурной. Можно подражать, имитировать, записывать настоящую зурну на магнитофон, но живую зурну, на которой играет живой зурнач, никакая имитация заменить не может. Тот, кто утверждает обратное, пусть вместо кофе пьёт цикорий. Приятного аппетита!

Зурна очень распространена на Востоке. Уверен, каждый из восточных народов до седьмого пота будет доказывать, что это именно его родной инструмент, дагестанцы – тоже. Но заглянем в Википедию.

Зурна – язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Балканах, в Средней Азии, Индии, Малой Азии.

Представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8-9) отверстиями (одно находится на противоположной остальным стороне). Зурна имеет близкое родство с гобоем (у нее такая же двойная трость) и считается одним из его предшественников. Диапазон зурны — около полутора октав диатонического или хроматического звукоряда, тембр яркий и пронзительный.

Музыкант, играющий на зурне, называется зурначи. Слово это не склоняется. Широко распространён инструментальный ансамбль трёх музыкантов, в котором один зурначи играет мелодию, другой вторит ему долгими протяжными звуками на главных ступенях лада, а третий музыкант выбивает сложную, разнообразно варьируемую ритмическую основу на ударном инструменте – дхоле, нагаре или доли. На зурне играют большей частью на открытом воздухе, в закрытых помещениях её обычно заменяют балабаном или дудуком.

Зурначи, которого вы видите на фотографии, зовут Магомед Магомедов. Он родом из Келеба – это сообщество из нескольких аулов в Шамильском районе. С ним я познакомился на одном торжественном мероприятии в Махачкале.

Раньше в Стране гор у каждого аула был свой зурначи, а то и два. А теперь днём с огнём не сыщешь. Но наш келебский Магомед тут как тут. Имамы мечетей почему-то не одобряют игру на музыкальных инструментах, хотя в исламских странах Востока и того же Аравийского полуострова музыканты в почёте. Это у христиан называется: «быть святее Папы Римского». Я могу лишь добавить, что знаменитый на Востоке танец живота родился не на вершинах Богосского хребта Дагестана…

А Магомеду Келебскому желаем доброго здоровья, благополучия в жизни и никогда не расставаться с зурной!

Статьи из «Страна гор»