Звезда по имени Барият
Ею восхищались известные мастера сцены Михаил Жаров, Людмила Целиковская, Элина Быстрицкая. А главный режиссер Московского драматического театра им. Маяковского Андрей Гончаров говорил: «Таких актрис, как Барият Мурадова, очень мало. Можно сказать, что их единицы…».
Барият Солтанмеджидовна сыграла более 200 ролей, снималась в том числе и в кино. Например, блестяще сыграла Айшат в культовой картине по сценарию Ахмедхана Абу-Бакара «Тучи покидают небо». Фильм был снят в 1959 году режиссером Николаем Жуковым на Свердловской киностудии.
Потом в ее творческой биографии были такие картины, как «Адам и Хева», «Горянка», «Талисман любви». И в каждой роли она была уникальна и по-своему неповторима. Вживалась в роль так, что зрители всегда стоя аплодировали ей. В 1960 году стала первой народной артисткой СССР на Северном Кавказе.
Барият Мурадова родилась в январе 1914 года в Темир-Хан-Шуре.
Родители, Солтанмеджид и Балаханум, очень любили свою дочь и всячески поощряли ее тягу к пению и танцам.
В 1918 году, когда вспыхнула Гражданская война, Солтанмеджид записался в отряд Махача Дахадаева и через год погиб, получив смертельное ранение в одном из сражений.
Балаханум осталась одна с тремя маленькими детьми на руках. Но она не упала духом – мужества и стойкости женщине было не занимать. Воспитала детей достойными людьми.
Некоторое время Барият воспитывалась в семье дяди, известного деятеля культуры Татама Мурадова. Это сыграло решающую роль в выборе будущей профессии.
С 1926 по 1929 год являлась солисткой Радиокомитета в Махачкале. В 1930- м окончила музыкально-драматический техникум и через некоторое время стала актрисой Кумыкского музыкально-драматического театра.
Барият Мурадовой удавались разные образы: драматические, трагические, героические, а также сатирические и опереточные персонажи.
Роль Лауры из «Каменного гостя» по маленькой пьесе Александра Пушкина она сыграла настолько мастерски, что народная артистка РСФСР Людмила Целиковская была потрясена: «… Это было просто восхитительно. Я увидела такую Лауру, которую никогда до этого не видела…».
***
В начале 1959 года режиссер Николай Жуков в разговоре с директором «Мосфильма» Иваном Пырьевым сказал, что хотел бы снять фильм «о какой-нибудь трагической истории, случившейся на Кавказе».
Пырьев улыбнулся:
– В журнале «Искусство кино» недавно опубликовали интересный сценарий молодого дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара. Думаю, по этому материалу можно снять хорошую картину. Опыт в кинематографе у вас уже большой. Прочитайте и скажите свое мнение.
Сюжет действительно был интересным.
Абу-Бакар вспоминал, что когда ему позвонили и сказали, что будут снимать фильм по его сценарию, то он был немного удивлен. Но это была для него, конечно, радостная новость. При встрече режиссер Жуков сказал ему:
– Сценарий прекрасный. Будем искать актеров!
Писатель ответил:
– Это хорошо. Желательно, чтобы и актеры были наши, местные.
– Именно так и будет.
Барият согласилась на роль Айшат, но при этом заметила, что сыграет ее по-своему. Айшат должна быть не коварным человеком, она станет жертвой сложившихся трагических обстоятельств.
Еще в картине снимались опытные актеры Мурадхан Кухмазов (Касум), Тажутдин Гаджиев (Гамзат) и Зайнаб Набиева (Нуржан).
Труднее было с поиском молодых актеров. Например, исполнительница главной роли Тамара Хашаева была в то время студенткой второго курса медицинского института. И пошла она с подругой в клуб Рыбников, где проходили пробы, только из любопытства.
Ее попросили принять участие в пробах. Тамара не соглашалась. Но девушку все-таки уговорили. В тот день ей ничего не сказали, а через две недели сообщили, что она утверждена на роль.
Главную мужскую роль сыграл актер Кумыкского театра М. Султанмурадов.
Барият Солтанмеджидовна всей душой болела за дело, иногда даже что-то подсказывала режиссеру. А он был не против. Скорее наоборот. И не одна подсказка не осталась без внимания.
В итоге фильм получился интересным, имел большой успех, особенно на Кавказе.
Спустя некоторое время Мурадовой присвоили звание народной артистки СССР.
Главный режиссер Московского драмтеатра Андрей Гончаров пригласил ее играть к себе. Однако оставить стены родного Кумыкского театра она не могла.
Гончаров буквально уговаривал ее:
– Вы бы были украшением моего театра. Пожалуйста, не упускайте такой возможности…
– Для меня это большая честь. Я подумаю, – ответила режиссеру Барият Мурадова.
Так она ответила, чтобы не обидеть Гончарова. В действительности же не могла уйти из родного театра.
Московский режиссер всё равно был ей благодарен. Боготворил ее.
Примой театра им. Маяковского потом станет Татьяна Доронина. А после нее – Наталья Гундарева.
***
Какой Барият была в быту? Однажды этот вопрос я задал народной артистке РСФСР, певице Бурлият Ибрагимовой, которая была хорошо знакома с Барият Солтанмеджидовной.
Та с улыбкой отвечала:
– Двери дома Барият всегда были открыты для людей. И всегда для гостей был накрыт стол. В любое время суток. А так как она была в одно время еще и депутатом Верховного Совета СССР, то люди часто приходили к ней прямо домой. Никогда не отказывала во встрече. На все просьбы живо откликалась. Для меня она была как мать. Всегда поддержит советом. Обласкает добрым словом. И если надо, песню споет. Она ведь была еще и великолепной певицей, в 14 лет являлась солисткой Радиокомитета. Ее уход из жизни – огромная потеря для Дагестана. Без нее все мы осиротели. Я имею в виду ее учеников, которых она невольно воспитывала. В наше время про нее сказали бы так: «Звезда по имени Барият».
***
Барият Мурадова тяжело переживала распад СССР. Но не пала духом. До конца своих дней старалась быть сильной. И близких, как могла, поддерживала.
Она навсегда останется яркой звездой на творческом небосклоне дагестанской и российской театральной жизни.