X
10:23 13.01.2022

Звучит в горах мелодия чунгура

Его прадед был лучшим мастером по дереву, дед и отец – виртуозными музыкантами. Муса Мусаев (на снимке) из селения Кища Дахадаевского района решил продолжить семейное дело и как только вышел на пенсию более 16 лет назад, занялся производством музыкальных инструментов. Сегодня он известный в селе и республике мастер народного инструмента, сохранивший технологию изготовления традиционного чунгура. Создает Муса Магомедович и другие инструменты, причем не боясь новшеств и экспериментов.

– Я люблю мастерить музыкальные инструменты необычной формы. Что-то придумываю сам, какие-то образы и решения подсказывают друзья. Как только появляется новая идея, я уже не могу спокойно спать. Мне нужно как можно скорее реализовать свой замысел и услышать, как новый инструмент звучит, ведь каждая новая форма – это новые нотки звучания, – говорит Мусаев.

Его ремесло это не способ заработать, скорее хобби, которое приносит в жизнь спокойствие и умиротворение. Долгие годы он работал в милиции, времени заниматься тем, к чему тянется душа, особенно-то и не было. И вот как только по инвалидности вышел на пенсию, Муса решил, что пора бы вспомнить дело своих предков.

– Мне, к сожалению, не довелось видеть, как работал над созданием инструментов мой дед, а потому я самостоятельно изучал всю технологию создания инструментов. Первым делом смастерил чунгур. Нашел дома вышедший из строя старый инструмент, разобрал его и, поняв принцип работы, начал собирать свой. Первый блин комом не вышел, и с тех пор вот уже более 16 лет я создаю чунгуры, кумузы, пандуры и даже балалайки. Некоторые меломаны заказывали у меня и гитары, – рассказывает умелец.

В мастерской Муса ежедневно проводит по нескольку часов. Из ореха делает заготовки для лицевой части будущих инструментов, а для боковых использует гибкий тутовник. Заготовку необходимого сырья мастер производит самостоятельно, выезжая в разные районы республики. Правильно выбранное дерево и в дальнейшем его правильная обработка – процесс долгий и кропотливый, но без этого получить идеально звучащий инструмент невозможно.

За эти годы Муса Мусаев изготовил более тысячи кумузов и чунгуров, на которых играют известные в районе и за его пределами музыканты. Мастер и его необычные инструменты нередко привлекают в село заезжающих в Дахадаевский район туристов. А потому власти муниципалитета посчитали, что дело его должно стать достоянием широкой общественности, и инициировали строительство музея, в котором творения Мусаева займут достойное место. Новый музей по идее должен стать и местом притяжения учеников мастера. Их, к слову, у Мусы Магомедовича немало.

– Когда я освоил технологию создания инструментов, пришло осознание, что этого недостаточно. Мало знать самому, важно суметь оставить эти знания и навыки после себя будущим поколениям. Мои дети и внуки большого желания учиться этому ремеслу не проявили, и потому я решил учить своему делу учащихся нашей сельской школы. Многие старшеклассники успешно осваивают все навыки. Нередко, выезжая на ярмарки народных ремесел, выставки и другие мероприятия, проводимые как внутри района, так и за его пределами, я беру с собой воспитанников, которые демонстрируют созданные ими инструменты, а также проводят мастер-классы для желающих. Наблюдать за этим – большая радость для меня. В эти моменты я понимаю, что жизнь прожита не зря, – делится Муса Мусаев.

Долго говорить о себе он не любит. Предпочитает демонстрировать свои инструменты, рассказывать о них как о родных детях. Балалайки, кумузы, чунгуры. Все с какой-то изюминкой, со своим необычным «голосом», со своим, как считает мастер, характером. Играет Муса Магомедович практически на каждом, при этом скромничает: «Музыкант из меня не ахти какой. Я люблю слушать, как играют другие, наделенные талантом исполнители». Но иногда в тиши мастерской он наигрывает любимые народные мелодии, предаваясь размышлениям о жизни, о своей роли в ней и обо всем том, что пройдено и еще предстоит пройти.

Статьи из «Культура»

Дерзай знать!

0
Иногда можно услышать мнение о том, что если обладаешь специальностью, получив определённые...

Первая в стране

1
Монография д. м. н., профессора М. З. Саидова «Клеточные и молекулярные механизмы патогенеза...

Художник не может быть равнодушным

20
«Женщины Дагестана – фронту» М. Мушаилова,...

Чухта исполняет просьбу

127
Историю, которую я вам сегодня расскажу, условно можно назвать «историей одного села»....

Импровизация искусства

13
Переливаясь, краски то сгущаются, то неожиданно обретают радужный цвет в лучах солнца,...

Фундаментальное исследование

3
Монографию д.м.н. профессора М. З. Саидова «Клеточные и молекулярные механизмы патогенеза иммуновоспалительных ревматических заболеваний» выдвинута коллективом...

В поисках музейной эстетики

12
Изучение исторических фактов, знакомство с достижениями прошлых лет и современными...

Легенда дагестанской эстрады

12
Когда-то кумыкская исполнительница Исбат Баталбекова сказала про нее: «Так проникновенно...

Эволюция сонаты

8
В зале Кумыкского театра состоялся концерт «Три века камерной сонаты». Эту программу...

Раз, два, три, четыре!

10
«Утренняя гимнастика. Вдох глубокий, руки шире…» – строки Владимира Высоцкого, ставшие...

Крупный вклад в науку

10
Комиссия при Главе Республики Дагестан по государственным премиям РД приняла монографию профессора М. Р. Гасанова «Каспийский поход Петра I 1722–1723 гг.», выдвинутую...