Яндекс присоединился к всероссийскому проекту «Цифровой ликбез» в новом сезоне. Специалисты компании в сфере искусственного интеллекта создали обучающий ролик о дипфейках – сгенерированных нейросетями изображениях, видео или аудиозаписях, изображающих несуществующие события. Часто на таких подделках показывают известных людей. Хотя иногда их создают ради шутки, ими активно пользуются злоумышленники.
Мультфильм, предназначенный для зрителей от 6 лет, будет полезен и взрослым. В нём герои-рыбки из подводного города Кораллвиль наглядно демонстрируют, чем опасны дипфейки и как не стать их жертвой. Главный персонаж, рыбка Ян, видит видео, где его двойник летает над городом. Попытка повторить трюк едва не приводит к беде. Эта история учит детей критически оценивать информацию в сети.
К видеоролику подготовлены дополнительные материалы для педагогов и тест для закрепления знаний. Для незрячих и слабовидящих пользователей доступна версия с тифлокомментариями – лаконичными описаниями происходящего на экране. Все материалы можно найти на сайте проекта.
Генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко отметил, что новые видеоуроки затрагивают крайне важную тему защиты от дипфейков. По его словам, они направлены на повышение цифровой грамотности школьников и помогут в изучении основ безопасного поведения в интернете.
Директор по информационной безопасности Яндекса Александр Каледа добавил, что хотя научить безошибочно распознавать нейросетевые подделки невозможно, важно прививать детям привычку с осторожностью относиться к подозрительному контенту в соцсетях и мессенджерах.
«Цифровой ликбез» – это просветительский проект, который реализуется АНО «Цифровая экономика» при поддержке Минцифры и Минпросвещения России. Его цель – в доступной форме знакомить детей и взрослых с основами цифровой грамотности и кибербезопасности.