Курбан Кубасаев: «Регулирование деятельности монополий – важнейшая задача государства»
В Дагестанском государственном техническом университете началась IV Всероссийская научно-практическая конференция "Теоретические основы оптимимзации управления социально-экономическими процессами в современных условиях".
Организаторами данного мероприятия выступили Дагестанский государственный технический университет, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан. Руководитель Дагестанского УФАС России Курбан Кубасаев на конференции выступил с докладом "Антимонопольное регулирование в России: проблемы и пути решения".
По словам Курбана Кубасаева, антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.
«Монополистические тенденции, проявляющиеся на рынке, не только разрушают рыночный механизм, ограничивают конкуренцию, но и отрицательно сказываются на эффективности экономики в целом, уровне жизни населения. Поэтому регулирование деятельности монополий является одной из важнейших функций государства. Не случайно в наше время нет ни одной развитой страны, где не действовало бы специальное антимонопольное законодательство, и где не было бы особых органов власти для надзора за его исполнением», — отметил в своем докладе руководитель Дагестанского УФАС России.
По мнению Кубасаева, основными экономическими целями антимонопольной политики являются: оптимизация рыночной структуры, нейтрализация монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировка невыгодных для общества экономических результатов. Конечным результатом всех этих действий, по мнению главы антимонопольного ведомства республики, должны быть повышение качества жизни и обеспечение конкурентоспособности экономики. «Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер.
Первая группа мер – административно-правовое воздействие в виде:
• запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;
• роспуска существующих монополистических объединений;
• расчленение монополий на ряд самостоятельных производств.
Вторая группа мер – административно-экономическое воздействие, направленное:
• на преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию;
• на преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования недостоверной рекламы;
• на запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации;
Третья группа мер – экономическое воздействие, проводимое государством:
• использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
• поощрение выпуска товаров-субститутов, т.е. заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;
• расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта», — отметил Кубасаев.
Руководитель Дагестанского УФАС России также подчеркнул, что основными принципами реализации антимонопольной политики являются:
• Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.
• Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации.
• предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
• принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции.