История Махачкалинского порта – это впечатляющий путь от скромного пристанища до ключевого транспортного узла, о котором на торжественном мероприятии, посвященном 155-летию объекта, рассказал глава региона Сергей Меликов.
Эволюция порта:
Становление экономического центра: Начав как небольшая гавань, порт превратился в двигатель региональной экономики. Он не только создал множество рабочих мест, но и привлек переселенцев из центральных губерний России и Закавказья, способствуя росту городского населения.
Расцвет в советский период: В советскую эпоху Махачкалинский порт пережил стремительное развитие, став значимым звеном в транспортной системе страны. Через него шли потоки хлопка из Средней Азии, нефти и нефтепродуктов из Грозного и Баку. Обратно в промышленные центры Дагестан отправлял шерсть, кожевенное сырье и сухофрукты. Объемы рыбной продукции из республики также резко возросли. Астрахань же поставляла в регион зерно, мануфактуру, стройматериалы и другие необходимые товары.
Роль в Великой Отечественной войне: В годы войны порт стал одним из важнейших артерий, снабжавших фронт. Как отмечал Уинстон Черчилль в письме Иосифу Сталину в 1942 году, немецкое командование планировало захватить Махачкалу, чтобы сделать ее главной военно-морской базой на Каспии, даже назначив для этого адмирала. Коллектив порта в этот тяжелейший период работал в режиме нон-стоп, обеспечивая бесперебойную переброску военных грузов, подразделений и техники.
Послевоенное восстановление и развитие: После войны производственная деятельность порта активизировалась, было налажено стабильное морское сообщение с другими прикаспийскими городами.
Переходный период и кризис: Начало 90-х годов стало серьезным испытанием для Махачкалинского порта. Потеря большинства импортно-экспортных поставщиков привела к катастрофическому падению объемов перевалки. К 2010 году порт оказался на грани банкротства. Более 15 лет потребовалось для вывода предприятия из кризиса, погашения долгов перед кредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами.
Новые горизонты с 2024 года: С этого года, по указу Президента России Владимира Путина, Махачкалинский порт функционирует в рамках акционерного общества «Север – Юг».
Перспективы развития: В настоящее время, в том числе при поддержке республиканского бюджета, ведется строительство четырехполосной подъездной автодороги к порту от федеральной трассы Астрахань – Махачкала.
Реализуется масштабный инвестиционный проект «Сухой порт», который включает строительство логистического центра и складских помещений за пределами города, с перспективой создания свободной экономической зоны.
Для обеспечения отрасли квалифицированными кадрами планируется открытие морского колледжа.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




6