X
15:05 27.02.2025

Мошенники добрались до сферы ЖКХ: как защитить себя от обмана

9

В последние месяцы участились случаи мошенничества, связанного с оплатой жилищно-коммунальных услуг.

Злоумышленники используют всё более изощрённые методы, приводящие к значительным финансовым потерям граждан.

Ситуация настолько серьёзна, что подтверждение фактов мошенничества в сфере ЖКХ уже прозвучало от члена комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Немкина.

Распространённые схемы мошенничества по данным Министерства строительства и ЖКХ РФ:

Одной из наиболее распространённых схем является распространение поддельных квитанций. Визуально они практически неотличимы от оригиналов, однако QR-код на таких квитанциях ведёт на фишинговые сайты, созданные мошенниками для кражи денежных средств.

Более того, встречаются случаи, когда QR-код содержит ссылку на вредоносное программное обеспечение, обеспечивающее злоумышленникам удалённый доступ к банковским приложениям и аккаунтам на портале «Госуслуги».

Другой распространённой схемой является создание фальшивых чатов жильцов многоквартирных домов. Объявления о вступлении в такие чаты, часто размещаемые в подъездах, содержат QR-коды, ведущие к потере доступа к аккаунту пользователя в мессенджере. Впоследствии, аккаунт используется мошенниками для обмана других жильцов.

Кроме того, злоумышленники активно используют метод «социальной инженерии», представляясь сотрудниками управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций. Они могут предлагать осмотр коммуникаций, замену счётчиков или другие услуги, требуя оплату наличными. Настоящие специалисты всегда предъявляют соответствующие удостоверения, и оплата услуг производится в установленном порядке.

Для защиты от мошеннических действий специалисты рекомендуют проверять информацию в квитанциях с помощью официальных ресурсов, таких как портал ГИС ЖКХ и мобильное приложение «Госуслуги Дом». Сравнение данных, указанных в полученных квитанциях, с информацией на этих ресурсах позволит выявить подделку.

Необходимо тщательно проверять реквизиты получателя платежа, а также консультироваться с соседями, чтобы исключить вероятность массового распространения фальшивых квитанций. Предпочтительнее оплачивать счета онлайн, используя проверенные и безопасные сервисы.
При обнаружении подозрительных объявлений о вступлении в чаты жильцов необходимо проверить наличие адреса вашего дома в объявлении, проконсультироваться с соседями и проверить ссылку на наличие ошибок или подозрительных элементов.

Не переходите по ссылкам от неизвестных отправителей и не открывайте файлы. Мошенники часто рассылают установочные файлы приложений под видом фотографий.

Когда пользователь открывает файл, на смартфон устанавливается приложение, которое крадет пароли и платежные данные и позволяет взломщикам управлять устройством

Не называйте посторонним лицам коды из SMS. Настоящие сотрудники организаций никогда не попросят у вас код от «Госуслуг» и других аккаунтов.

Не принимайте решений во время разговора. Если вас подталкивают к подозрительному действию, прекратите общение и перепроверьте информацию, а также свяжитесь со своей управляющей организацией.

Актуальные контакты есть на сайте ГИС ЖКХ.
«Ситуация требует повышенной бдительности. Необходимо информировать соседей о существующих угрозах и предпринимать все необходимые меры для защиты от мошеннических действий. При обнаружении фактов мошенничества, следует незамедлительно обратиться в правоохранительные органы. Люди, которые пользуются приложением «Госуслуги.Дом» в меньшей группе риска — они получают все уведомления в электронном виде, и оплата тоже происходит через приложение», —

прокомментировал главный жилищный инспектор РД Сергей Касьянов.

Главные новости