X
22:44 03.09.2025

Опасная помощь: как жителей Северного Кавказа «спасают» антиколлекторы и… оставляют без денег 

Сегодня в Республиках Северного Кавказа в общественном транспорте, лифтах, на столбах, веб-ресурсах особенно активно распространяется реклама так называемых «раздолжнителей» или «антиколлекторов» — компаний, обещающих должнику быстро и эффективно избавиться от кредитов.

По данным аналитиков Сбера, на Северном Кавказе объём банкротств растёт на 70% ежегодно прежде всего из-за активного развития рынка раздолжнителей и агрессивного продвижения ими банкротства.

Люди, которые оказались в трудной финансовой ситуации, зачастую обращаются к таким «специалистам» по списанию долгов. Эксперты Сбера рассказали, почему мы слышим об услугах «раздолжнителей» всё чаще в регионах Северного Кавказа и чем они опасны.

1. Эпидемия «раздолжнителей» набирает обороты

Увеличение спроса на услуги по списанию долгов способствует развитию рынка антиколлекторов. Фирм-«раздолжнителей» на Северном Кавказе становится больше, прежде всего, из-за сочетания высокой кредитной активности и довольно низкого уровня финансовой грамотности. Почти треть российских заёмщиков имеют сразу несколько кредитов. Всё чаще люди выбирают антиколлекторские организации не потому, что им больше доверяют, а потому что стараются минимизировать потери и расходы от всех процедур, боятся оказаться в неловком положении перед банком. Хорошо развитый агрессивный маркетинг таких компаний подогревает доверие и интерес человека к «бюджетному и эффективному» списанию долгов, особенно когда он находится в стрессовой ситуации. Аналитики банка сообщают, что суммарная стоимость рекламы антиколлекторских услуг за последних два года оценивается более чем в 2,5 млрд рублей.

2. Бизнес антиколлекторов: мошенничество или юридическая «панацея»?

«Этот бизнес можно сравнить с медалью, у которой две стороны: де-юре это законное предоставление юридических услуг, де-факто некоторые такие «специалисты» вводят клиента в заблуждение, гарантируя полное списание долгов за небольшую стоимость. Зачастую раздолжнители манипулируют сознанием людей, когда те находятся в стрессовой ситуации: преподносят банкротство как меру государственной поддержки; делятся положительными отзывами и историями «успеха» своих клиентов; оказывают психологическое давление и попадают в ценности человека; обещают оперативные, легкие и понятные решения. Но в итоге человек либо не получает обещанного, либо платит за «услугу» соизмеримо с суммой долга. Для заёмщика всегда есть риск остаться не только с прежними долговыми проблемами, но и с новыми обязательствами» — отмечает Денис Кузнецов, директор дивизиона «Розничное взыскание и урегулирование» Сбербанка. В большинстве случаев, приходящие к «раздолжнителям» люди не знают, что единственный способ законно списать долги — обратиться либо в государственные органы, либо в суд. Но точно не к сотрудникам консалтинговой фирмы.

3. Как отличить честного юриста от мошенника?

В любой сфере есть порядочные и честные люди, а есть те, которые преследуют собственную выгоду и наживаются на чужой беде. Честный специалист вряд ли будет обещать полное погашение задолженностей без последствий и рисков. Особенно, если сумма долга составляет более 500 тыс. рублей. Юристы могут предложить услугу по оформлению банкротства: проконсультировать, помочь собрать необходимый пакет документов, направить его в суд. Перед обращением к ним стоит внимательно изучить учредительные документы, опыт и факт предоставления юридических услуг.

По словам Дениса Кузнецова, если заёмщик не справляется с обязательствами по кредиту и ему необходима помощь, то самый верный выход – обратиться в свой банк, где вам готовы подобрать индивидуальный план реструктуризации задолженности: отсрочить погашение, увеличить общий срок кредита, либо воспользоваться кредитными каникулами при наличии такой возможности. Обратиться можно как в отделение банка, так и в приложении.

4. Правда ли, что банки активно противостоят работе «раздолжнителей» исключительно ради прибыли от заёмщиков?

«Мы уверенны, что поддержка клиентов в период жизненных трудностей, особенно в ситуации с задолженностями, более чем важна и необходима. В отличие от антиколлекторских фирм, основная миссия которых не помочь человеку, а заработать на нем, банк всегда стремится найти более лояльный и «безболезненный» выход из ситуации, чтобы дело не доходило до судебных разбирательств и дальнейших шагов по взысканию имущества. Банк, конечно, зарабатывает на кредитовании, как и в любой другой сфере услуг. Но в первую очередь, банки заинтересованы в сокращении числа таких сложных кредитов, росте доверия клиента и максимальной прозрачности процесса расчёта по долгу» — подчеркнул Денис Кузнецов.

Эксперты утверждают, что только в банках клиенту могут гарантировать юридически самое грамотное и рациональное решение для комфортной жизни человека и его семьи.

5. «Первая помощь» тем, кто столкнулся с трудностями по выплате кредита.

По словам Дениса Кузнецова, частой ошибкой становится уход в «глухую оборону»: заёмщики перестают выходить на связь с банком, надеясь, что спустя время про них забудут. Но этот путь ведет только к ухудшению ситуации: растут пени, штрафы, портится кредитная история, и в итоге дело может дойти до суда. Поэтому важно в первую очередь не паниковать и не бежать от проблемы.

Единственное верное решение — обращение напрямую к своему кредитору. Банки не заинтересованы в том, чтобы довести клиента до банкротства. Что касается так называемых «раздолжнителей» — это серьезный риск. Под яркой рекламой с кричащими красивыми обещаниями «списать все долги», «забыть о коллекторах» нередко скрываются организации, которые работают на грани закона. Банк против таких «серых» схем – только за законные и прозрачные способы решения долговых проблем. Необходимо оценивать возможности и риски перед оформлением кредита, а также внимательно изучить условия кредитования. Банкротство – это крайняя мера, которую можно избежать. Ведь в вопросах финансов чуда не бывает.

Главные новости