Солнечные дети и здоровый образ жизни
Детей с синдромом Дауна принято называть «Солнечные дети». Многие из этих детей страдают нарушением слуха и зрения, тяжелой интеллектуальной недостаточностью, нарушением моторики. Для них характерны неловкость движений, походки, повышенная гибкость суставов. Эти особенности стоит учитывать при организации активного и здорового образа жизни.
Как отметила заведующая неврологическим отделением ГКУ РД «РЦОНПЗДиП» Сулейманова Х. А., дети с такой проблемой требуют повышенного внимания. Сейчас врачи относят детей солнца к особым случаям в педиатрии и делают все возможное для их поддержки, восстановления, улучшения их навыков и здорового образа жизни.
Из-за неподвижного образа жизни у детей с синдромом Дауна ослабленный иммунитет, из-за чего они часто болеют простудными заболеваниями (грипп, пневмония). Поэтому врачи рекомендуют для таких детей активный образ жизни: физические занятия, правильное питание, рациональное потребление витаминов и минералов и т.д.
Современное регулярное наблюдение врачей и педагогическая работа с детьми может помочь улучшить их состояние, социализацию.
В зависимости от индивидуальных потребностей ребенка составляется индивидуальная программа развития, которая разрабатывается на основе рекомендаций ПМПК, диагностических данных, запросов родителей. Поступив в школу, дети погружаются в процесс развития и роста, который протекает в соответствии с их способностями к взрослению и достижению успехов. Чтобы ребенок приспособился к новым школьным условиям, большая ответственность возлагается на родителей и педагогов. Педагоги стимулируют развитие заложенных способностей в детях, пробуждают интерес к окружающему миру и его изучению. Педагоги призваны заложить основу для практических занятий в жизни путем стимуляции развития; навыки постижения основных академических дисциплин, развития физических возможностей, навыки самообслуживания, умение говорить.
Глубина речевых расстройств учеников не позволяет сразу приступить к воспитанию понимания ребенком обращенной к нему речи и развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией проводится предварительный этап работы — установление формального контакта с ребенком (установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом).
Обучаются дети с синдромом Дауна либо на дому, либо в специализированных школах. Солнечных детей должна постоянно окружать семья, профессиональные учителя и психологи.
Для активного и здорового образа жизни, в том числе и коррекции эмоционального неблагополучия, повышения уровня социальной адаптации детей с различными ментальными нарушениями рекомендованы оздоровительные и социально-реабилитационные мероприятия: массаж, физиотерапия, ЛФК, сенсорная коррекция, укрепления опорно-двигательного аппарата, игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, рисуночная терапия.
Комплексная работа с детьми с синдромом Дауна, направленная на улучшение здорового образа жизни (родители, педагоги-воспитатели, психологи, логопеды и т.д.) выявила положительную динамику относительно их двигательной активности, формирования речи, развития эмоциональной сферы и выработки элементарных форм поведения.
Путем активного и здорового образа жизни у них вырабатываются положительные привычки, способствующие адаптации к окружающему миру.
Вовлечение ребенка с самого раннего возраста в систематический активный и здоровый образ жизни, в том числе и коррекционно-образовательный процесс, увеличивает уровень развития, благоприятствует социализации и социальной активности ребенка. Необходимо развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни.