Утренняя звезда дагестанской поэзии
О ней ходят легенды, поют песни. Её любят, читают ее стихи. В Дагестане мало кто не знаком с её творчеством. Скоро 75 лет со дня рождения талантливой ногайской поэтессы Кадрии Оразбаевны Темирбулатовой.
Ногайский народ называет её Шолпан. В переводе на русский утренняя звезда.
Она и была такой – яркой, солнечной, неотразимой. Настоящая утренняя звезда.
Кадрия Темирбулатова родилась в поселке Терекли-Мектеб в 1948 году. После школы поступила в педагогический институт. Но учительницей поработать не пришлось, так как через некоторое время по совету Расула Гамзатова она поехала в Москву и поступила в Литературный институт.
Первая книга стихов «Горы начинаются с равнин» была издана в 1971 году. Потом вышли сборники стихов «Песни юности», «Улыбка луны», «Сказание о любви».
***
После Литинститута она стала свои стихи подписывать кратко – Кадрия.
Через некоторое время фотографию Кадрии вместе с некоторыми другими начинающими литераторами поместили в популярном тогда журнале «Огонёк». Под фотографией была дана ее подробная автобиография и стихи.
Так она оказалась в одном ряду в числе талантливых молодых писателей. В 1976 году Кадрия принимает участие от Дагестана на встрече стран Азии и Африки, которая проходила в Ташкенте. Тогда, выступая на трибуне, она подчеркнула: «Мои стихи – это моя мечта, мои птицы, которых я пустила в полёт, чтобы они как можно больше поведали миру о моей малой родине под названием Дагестан».
Расул Гамзатов рассказывал:
– Когда я в первый раз услышал, как читает свои стихи Кадрия, будучи студенткой педагогического института, то понял, что девушка находится по-настоящему в творческом полёте. Она звонко и строго читала:
Горел кизил на фоне белых гор.
Был полон счастьем плод, цветок – тоскою.
Я к высоте стремилась, на простор,
Искала совершенства и покоя…
И вот тогда я и посоветовал ей поступить в Литературный институт. Даже не сомневался, что будет самой лучшей студенткой. Она была, как птица, готова к любым полетам. Сверкала как звезда в ночи. Что интересно, вокруг нее всегда были люди, которые внимательно слушали, что она рассказывает, объясняет, или советует. И нередко это бывали люди даже старше ее возрастом.
***
Когда Кадрия ложилась спать в общежитии Литинститута, то клала под подушку тетрадь и ручку. Потому что строчки рождались не только днем, но и среди ночи. И чтобы не забыть, тут же записывала их. Подруги иногда шутили:
– Не забудь ручку и тетрадь…
Кадрия улыбалась:
– Не забуду. Ведь поэзия – это моя жизнь. Кстати, хотите, прочту новое стихотворение?
И Кадрия вдохновенно декламировала:
Что люди? Что недомоганья?
Я с памятного мне числа
Себя саму на растерзанье
Строке и слову отдала.
Возможно, мир не потрясётся
И лучшею моей строкой:
Не каждому считаться солнцем
Или спасительной рекой.
Но если я в жару кому-то
Не заменю глоток воды
Иль обойду в метели лютой
Кого-то каплей теплоты,
Тогда с поэзией в разлуке
Пусть буду до могилы я.
И пусть тогда ко мне недуги
Приблизят час небытия.
Как потом вспоминали её близкие и знакомые, эти стихи удивляли и восхищали всех. Столько в них было сострадания к человеку и одновременно какое-то жёсткое отношение к себе. Такие строчки могут рождаться только у того, кто готов на самоотдачу, готов пожертвовать собой во имя чего–то великого.
– После Литинститута она явилась к нам совсем другой, которой мы даже и не знали, – констатировала поэтесса Шейит-Ханум Алишева. – Она стала проживать каждый свой день так, как-будто стремилась совершить подвиг. В сущности, вся её короткая жизнь и есть большой подвиг…
***
У Кадрии была большая мечта – сделать Терекли-Мектеб культурным центром Дагестана. Чтобы в День поэзии 21 марта все дагестанские писатели и артисты собирались у неё на малой родине, читали стихи и исполняли песни.
Вот воспоминания лакского писателя Казбека Мазаева.
– Как только Кадрия узнала, что в Литературный институт поступили несколько дагестанцев, она тут же стала искать нас и знакомиться. Сама она училась уже на втором курсе. И все мы стали собираться у неё в комнате. И не проходило дня, чтобы не читали друг другу стихи или не рассказывали разные интересные истории, связанные с литературой. А также яростно спорили, кто более талантливый: Пушкин или Байрон, Толстой или Марк Твен. Из своего курса Кадрия стала печататься первой. Ее несколько стихотворений, когда она училась на третьем курсе, было опубликовано в журнале «Юность». Этому способствовал тогдашний редактор журнала писатель Борис Полевой. К его мнению прислушивались, его очень уважали. Ему сразу понравились стихи Кадрии. Журнал был в то время популярным изданием. Это сейчас у него тираж всего 2000 экземпляров, а в то время тираж достигал почти одного миллиона. В 1975 году в Москве у нее были изданы уже на русском языке две книги стихов…
***
Сама поэтесса тоже занималась переводами. Кадрия перевела на ногайский язык стихи Михаила Лермонтова, Владимира Маяковского, Расула Гамзатова.
Вскоре она должна была поехать на Кубу. В Гаване намечался крупный фестиваль студентов и молодежи из стран социалистического лагеря. Лучших представителей писательской молодежи из СССР делегировали на этот фестиваль. В их число попала и Кадрия.
Но поездке не суждено было состояться. Буквально через несколько дней поэтесса трагически погибла. Это произошло летом 1978 года. Несмотря на тщательное расследование убийца девушки так и не был установлен. Кадрия прожила всего 29 лет. Это так мало для поэта. А ведь сколько еще интересных произведений она могла бы подарить своим читателям.
Расул Гамзатов тогда печально заметил:
«Погасла утренняя звезда ногайской поэзии. Это большое горе не только для ногайцев, но и для всего Дагестана. Очень и очень жаль, что не смогли уберечь ее. Значит, были мы не до конца внимательны».
На её смерть патриарх дагестанской литературы откликнулся такими строчками:
Кто, на жизнь молодую позарясь,
Смог злодейства исполнить приказ,
Не стекляшки ли черная зависть
Погубила бесценный алмаз?
Черноброва, тонка, смуглокожа,
Сделав сестрами звезды ночей,
Ты была на японку похожа
Азиатским разрезом очей.
В этом году Кадрии исполнилось бы 75 лет. Но история не терпит сослагательного наклонения. А жаль. Интересно, что бы она сказала сегодня, глядя на нынешний мир. Я думаю, что также была бы неугомонна и справедлива к каждой ситуации. Она ведь буквально горела в работе. Не было для нее ни минуты покоя. Настолько сильно она любила литературу, любила свою работу. Каждый день хотела дарить людям радость. И у нее это получалось. Смерть Кадрии стало потрясением не только для дагестанских писателей, но и для всего Дагестана.