X
21:10 24.11.2024

В ДГУ обсудили актуальные вопросы и проблемы жанра в филологии

2

XIX Всероссийская научно-практическая конференция «Проблема жанра в филологии», приуроченная к 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина и 155-летию со дня рождения Сулеймана Стальского, собрала филологов со всей России.
Обсудить актуальные вопросы и проблемы жанра в литературоведении, журналистике, лингвистике и фольклористике собрались преподаватели и студенты, научные сотрудники и соискатели.
Открыл мероприятие декан филологического факультета Шабан Мазанаев, который подчеркнул, что конференция – традиционная площадка по обмену опытом и обсуждению теорий и научных исследований.
«Конференция “Проблема жанра” предполагает обсуждение теоретических и жанровых проблем, научных исследований. Традиционно в встречах участвуют не только представители нашего университета и других учебных заведений республики, но и ученые из Москвы, Уфы, Азербайджана и даже зарубежных стран, включая Китай. Конференция стали неотъемлемой частью научной жизни, предоставляя возможность для активного участия и обмена мнениями между представителями различных научных и образовательных институтов», – сказал Мазанаев.
Тему литературных и жанровых исканий писателей раскрыл в своем исследовании «Современный литературный процесс: поиски жанра» профессор Шабан Мазанаев.
Идейно-художественный анализ казацких песен ногайцев и кумыков представила в своем докладе ведущий научный сотрудник кафедры Дагестанского филиала РГПУ им. А.И.Герцена Руганият Мусаева.
Ученый отмечает, что некоторые казацкие песни восходят к древнетюркскому, хазарскому периоду, о чем свидетельствуют общетюркские черты, которые в них сохранились. Ключевая идея казацких песен ногайцев и кумыков – понятие о мужской чести: готовность стать на защиту Родины; верность идеалам казачества, несмотря на тяготы и лишения; стремление к социальной справедливости; приверженность идеям свободы и независимости.
«В текстах песен широко используется антитеза, которая способствует чёткому выделению, очерчиванию мысли, чувства. Также распространен приём параллелизма. Гармоничное сочетание аллитераций, ассонансов с рифмой дают возможность говорить об их высокой художественности. Некоторые строки песен в более позднее время как в фольклоре кумыков, так и ногайцев трансформировались в пословицы. В текстах фольклорных песен данных народов наблюдается общность тематики и художественных образов», – подчеркивает исследователь.
Живым процессам современного русского языка, происходящим в лексике и семантике, посвящен доклад доцента кафедры русской литературы  ДГУ Елены Зюзиной.
Ученый отметила социальные (экстралингвистические) факторы, которые привели к существенным изменениям в русском языке в конце: распад СССР, политические и экономические преобразования в обществе, курс на демократизацию, ослабление цензуры, огромное влияние средств массовой информации, ориентированных на непринуждённую речь.
«Произошла архаизация слов и значений слов, которые характеризовали реалии советского общества (например, у слова выбросить утратилось значение «пустить в продажу дефицитный товар»). Также активна детерминологизации единиц. Например, у слова токсичный появилось значение «отравляющий жизнь другим людям, портящий атмосферу в коллективе». Жаргонизируются выражения и усиливается тенденция к заимствованию слов. Так, среди 11 слов -претендентов на главное слово года, были слова «инсайт», «вайб», «нарратив», «абьюз» и «аскеза»», – рассказывает ученый.
Гротескная проза в литературном процессе 20-30-х годов XX века – тема исследования к.ф.н., доцента кафедры русской литературы филологического факультета ДГУ Карины Кадыровой.
По ее словам, в романах и повестях того времени отображается революция, гражданская война, чаще всего поднимаются онтологические и философские проблемы. Также произведениям характерна ассимиляция противоположных культурных традиций, необычное сочетание высокого и низкого, нарушение традиционной общечеловеческой системы ценностных ориентиров.
«Именно эту специфическую особенность прозы, в которой ”гротеск” явился стиле и сюжетообразующим средством можно рассмотреть на примере творчества Юрия Олеши, Михаила Булгакова, Андрея Платонова. Авторы пытаются философски осмыслить время, создают своего рода литературные манифесты того карнавального, постреволюционного, времени, свидетелями которого они были. Репрезентация гротескного сознания явлением советской культуры, отличительная особенность которого проявляется в дихотомии (внутренне связанная раздвоенность) трагического и комического», – говорит Кадырова.
После завершения официальной части, работа конференции продолжилась в формате секционных заседаний.

Главные новости