В последнее время в республике обсуждается вопрос необходимости разработки проекта республиканского закона «О пастбищах», что соответственно, вызывает интерес у общественности республики с учетом особой роли пастбищных угодий.
В связи с этим пресс-служба Правительства Республики Дагестан задала ряд вопросов первому заместителю министра сельского хозяйства и продовольствия Дагестана Шарипу Шарипову.
Шарип Исмаилович, расскажите, пожалуйста, для начала, чем обусловлена необходимость принятия такого закона?
— Прежде всего надо отметить, что значительную часть территории республики составляют пастбищные угодья. Так, площадь всех пастбищ республики составляет 2517,3 тыс. га, что составляет 79% всей площади сельхозугодий, тогда как по стране на долю пастбищ приходится всего 29%. Соответственно, преобладание пастбищ и формирует животноводческую специализацию региона, когда по поголовью и овец, и крупного рогатого скота Дагестан занимает 1-е место. При этом нужно указать, что в результате несоблюдения установленных норм и правил содержания скота, немалая часть пастбищных угодий подвергнуты процессам деградации, а где-то уже и набирает обороты опустынивание. А в ряде случаев пастбища зарастают кустарниками и мелколесьем, что также является угрозой обеспечения стабильности социально-экономического развития в будущем.
В то же время отсутствует соответствующая нормативно-правовая база, которая бы включала системный комплекс мероприятий, прописывающих кто и что должен выполнять, как органы власти разных уровней, так и землепользователи и другие заинтересованные структуры.
Поэтому из-за обеспокоенности сложившейся непростой ситуацией с пастбищными угодьями по поручению Председателя Правительства РД Абдулмуслима Абдулмуслимова начато изучение практики регулирования использования пастбищ как других регионов нашей страны, так и стран постсоветского пространства с тем, чтобы создать целостную законодательную базу, на основе которой и будут разрабатываться последующие шаги.
Разве закон «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» не включает все эти вопросы?
— Во-первых, из общей площади пастбищ (2517,3 тыс. га) только 1726,3 тыс. гектаров или 68,6% являются землями отгонного животноводства, куда входят зимние пастбища, государственные трассы скотопрогона и летние пастбища в горах. Эти земли имеют особый статус и находятся в республиканской собственности. Остальная часть — это 791 тыс. гектаров или 31,4% от всех пастбищ республики относятся к так называемым присельским пастбищам и находятся в собственности муниципальных районов или сельских поселений. Факты неэффективного использования пастбищ можно найти как среди отгонних земель, так и присельских. Соответственно нормы республиканского закона о статусе земель отгонного животноводства не распространяются на вышеупомянутые присельские пастбища.
Во-вторых, указанный закон о статусе земель отгонного животноводства регулирует правовые вопросы распоряжения отгонными пастбищами, а ключевые вопросы агро-экологического использования остаются неупорядоченными. Вот в этой части у нас серьезные вопросы, что и требует от нас всех поиска путей сохранения плодородия земель для будущих поколений.
Значит в разрабатываемом проекте о пастбищах не будет норм по распоряжению землями отгонного животноводства?
— Конечно же нет! Вопросы отгонных земель регулируются законом «О статусе земель отгонного животноводства в РД», который сегодня никто не собирается трогать в рамках обсуждаемого законопроекта.
Ведь мы все хорошо знаем, что вопрос отгонного животноводства – это тема очень чувствительная для республики, поэтому и руководство Дагестана крайне аккуратно относится к этой теме и настраивает органы власти не предпринимать какие либо шаги без учета интереса всех сторон и широкого публичного обсуждения.
Разрабатываемый закон о пастбищах всецело ориентирован на создание отвечающей современным условиям правовой основы рационального и эффективного использования всех видов пастбищных угодий…