Купить PDF-версию
12:09 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
09:10 29.06.2022

Один учебный час в неделю

Марина Ахмедханова
Выпуск - 2022 № 173
148

Проблема сохранения малых языков обсуждается не один десяток лет. Споры вокруг того, как ее решить, не утихают ни в журналистском сообществе, ни в научной и образовательной среде. Обсуждаются, как правило, два основных пути: развитие средств массовой информации на языках народов Дагестана и изучение родных языков в школе.

Последнему уделено существенное внимание в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте. Так, например, сохранение интереса к изучению родного языка рассматривается как одно из проявлений патриотизма.

Новые ФГОСы начального и основного образования предусматривают изучение, литературное чтение на родном языке в начальной школе и родной литературы – в основной. Есть, правда, одно «но»: школы получили право самим принимать решение о вводе в программу предмета с учетом своих ресурсов. Кроме этого, потребуются письменные заявления родителей. Возникает некое противоречие: с одной стороны, документ указывает на необходимость включения в школьную программу уроков родного языка и литературы, а с другой – всё остается на усмотрение школы и родителей. Положение осложняется тем, что в соответствии с законом об изучении родных языков теперь школьники могут выбирать, какой язык считать родным, и вправе отказаться от изучения своего национального языка.

С инициативой обсудить сложившуюся ситуацию с преподаванием предметов этнокультурной направленности в дагестанских школах выступил Центр изучения родных языков ДГУ. Тревожным сигналом для проведения круглого стола, состоявшегося недавно в Доме дружбы, послужило предполагаемое сокращение часов, отведенных на преподавание родного языка в школах.

Сохранение языков коренных народов, языковая политика в республике и законодательные инициативы в этой области, успешный опыт преподавания дисциплин регионального компонента в ряде субъектов РФ и возможности его применения в Дагестане – вот круг вопросов, которые вызвали живейшее обсуждение собравшихся.

В работе круглого стола участвовали депутаты Народного Собрания РД, руководство и преподаватели факультета дагестанской филологии ДГПУ, представители ряда министерств, Дагестанского НИИ педагогики им. А. Тахо-Годи, Института языка, литературы и искусств ДФИЦ РАН.

Руководитель Центра изучения родных языков Марина Гасанова обратила внимание участников на то, что этнокультурный региональный компонент в дагестанской школе сегодня практически сведен к минимуму. Культура и традиции Дагестана, история Дагестана, география Дагестана не являются обязательными предметами, не во всех школах изучается дагестанская литература. Остро стоит проблема с учебниками: есть разработанные пособия, но у республики нет средств на финансирование их издания. Однако в других регионах страны дело с изучением национальных культур обстоит лучше. Как пример успешной работы в этом направлении она привела Чечню, Башкирию, Татарстан, где смогли организовать учебный процесс так, чтобы не жертвовать часами, отведенными на изучение родных я зыков и национальных литератур.

«Наш центр работает уже шестой год, – говорит Марина Гасанова, – и за это время мы издали около 10 книг на родных языках. Это словари, сборники фольклора. В этом году у нас в планах еще один проект – учебно-вспомогательное пособие по аварскому и даргинскому языкам, которое разрабатывается по методике преподавания иностранных языков. Мы взаимодействуем с учителями, ежегодно проводим мастер-классы, семинары, оказываем им консультативно-методическую помощь. Делаем всё от нас зависящее для сохранения языкового и культурного многообразия народов Дагестана. Но огромная роль в успехе этой работы принадлежит школе. И предполагаемое сокращение рабочих часов на изучение родного языка отрицательно скажется на его знании нашими детьми».

Участники круглого стола согласились с тем, что уроки родного языка не должны быть факультативны. Республике нужна программа по сохранению языков, и к ее выработке должны быть привлечены образовательные учреждения Дагестана. По итогам обсуждения подготовлен проект резолюции-обращения к руководству республики.

Среди предлагаемых мер – организация изучения родных языков в дошкольных учреждениях, обучение в начальных классах в мононациональной школе, фиксированное количество часов на изучение языков нижним пределом 4 часа в неделю, возможность введения обязательного ОГЭ по предметам «Родной язык» и «Родная литература», восстановление Дагестанского государственного издательства учебно-педагогической литературы.

Похожие

Сохраним языковое многообразие

12
Дагестан – исторически многонациональная, поликультурная...

Сохраним язык – сохраним культуру

19
Трудно переоценить значение языка, на котором каждый из нас в далеком детстве открывал для себя мир. На нем рассказывали сказки...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Родная речь – дарованное благо

60
Ее все больше влечет родная речь – предмет, которому она...

Родной очаг – святыня наша

48
Мелодия народного языка – сокровище, завещанное нам предками. Так рассуждает учитель...

Нет языка – нет народа

115
«И если завтра мой язык исчезнет, // То я готов сегодня умереть!» – восклицал Расул Гамзатов....

«… Тобой живу и тобой горжусь!»

926
Многие произведения поэта служат блестящим образцом...

Языки нуждаются во внимании

22
В Министерстве по национальной политике и делам религий РД состоялась пресс-конференция на...

Язык: богатый и звучный

52
Родной язык. Он словно колыбельная, звучащая с рождения, он песнь песней, он материнский...

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

43
Известно, что задача школы – сделать...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

20
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...

Командная работа даёт результат

36
Никита Чуракаев и Темир Аварханов – участники ряда...