А горяча ли каша?
Всякий раз с началом учебного года в родительской среде оживленно обсуждаются актуальные вопросы школьной жизни: охрана и безопасность детей, обеспечение учебными пособиями и, конечно, питание. Родители всегда озабочены тем, чтобы дети не чувствовали себя голодными и чтобы им было на что купить булочку или пирожок. А детей, как правило, тянет на неполезные сладости.
Правительство страны, заботясь о здоровье подрастающего поколения, внедрило в жизнь государственную программу обеспечения школьников горячим питанием. О том, как эта жизненно важная программа выполняется в дагестанских школах, мы поговорили с начальником отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по РД Мариной РАМАЗАНОВОЙ.
– Марина Рамазановна, всем известно, что каша вкусна горячая. А станут ли дети уплетать за обе щёки холодную кашу в школьной столовой?
– Думаю, что остывшая каша вряд ли вызовет аппетит у детей. Да и по регламенту пища должна быть соответствующей температуры. Если претензии родителей по организации питания не снимаются руководством образовательного учреждения, они могут обратиться по телефону, размещенному на сайте Управления Роспотребнадзора по РД, а также в ведомства, ответственные за образовательный процесс. Нам бы хотелось иметь именно адресные обращения, а не просто голословные заявления в социальных сетях, что везде всё плохо, на конкретный сигнал легче реагировать.
– А что сегодня говорят родители о школьном питании?
– Более 50 % отзывов носят позитивный характер, но мы стремимся и далее развивать возможности школьной кухни, распространяем самые лучшие региональные практики.
– Есть ли жалобы на школьное меню, допустим, детям не нравится то, что подают?
– Жалобы, поступающие на телефон горячей линии с указанием конкретной школы, весьма редки, но мы знакомы с недовольными высказываниями родителей на просторах интернета. Родительские мнения часто носят субъективный характер. Они спрашивают у ребенка, пришедшего домой, вкусно ли кормят? Но невкусно может быть потому, что ребенок это не любит, никогда это не ел, а может быть, у него было плохое настроение. Тем более что упор в школьном питании делается на здоровую пищу: исключены колбасные изделия, приправы, майонез, кетчуп. Вопрос вкусовых предпочтений, конечно же, тоже надо учитывать, поэтому нам нужны подходы, связанные с формированием различных книг рецептов и меню, которые сами дети и поддерживают.
– Ведется ли контроль соблюдения санитарных норм во время приготовления пищи в школах?
– За эпидемиологическую ситуацию в школе отвечает директор. Конечно, не исключены и факты, что сотрудники организации вспоминают о требованиях санитарных правил только при проведении проверок представителями контрольных организаций. Это человеческий фактор, т. е. люди перестают соблюдать нормы, если их не контролируют.
– Что бы вы посоветовали родителям школьников?
– Прежде всего надо заботиться о здоровом питании в семье. Тогда это постепенно войдет и в привычку детей. Растущему и формирующемуся организму необходимы белки, жиры, углеводы, поступающие в виде натуральных и простых продуктов. Один из основных принципов питания в школе – это информирование через официальные сайты об условиях организации питания, в т.ч. публикация меню. Универсальное меню не установлено по объективным причинам, его определяет образовательное учреждение. Руководство школы организует самостоятельно систему питания, обеспечивает горячие блюда с учетом сведений родителей (законных представителей) о состоянии здоровья ребенка.
Но это не означает, что необходимо просто собрать у них наименования блюд по предпочтениям их детей и приступить к приготовлению, надо предварительно разъяснить родителям требования к формированию рациона питания ребенка. Необходимо проводить опросы. Мы знаем, что каши есть необходимо, особенно младшим учащимся. Потому что они полезны, дают заряд энергии, содержат большое количество микроэлементов. Поэтому задача школ, родительского и экспертного сообщества – работать над пищевыми привычками, учить, в том числе и самих родителей, сбалансированному питанию.
При проведении мероприятий родительского контроля за организацией питания детей в школах могут быть оценены соответствие реализуемых блюд утвержденному меню, санитарно-техническое состояние обеденного зала, состояние мебели, посуды, наличие салфеток и т. д., условия для соблюдения правил личной гигиены детей. Нужно обращать внимание также на наличие и состояние одежды у сотрудников пищеблока, раздачу готовых блюд, объем и вид пищевых отходов после обеда, вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд по результатам выборочного опроса детей с согласия их родителей.
Словом, надо сделать так, чтобы дети ели кашу с удовольствием. Тогда и учиться будут лучше.