X
09:33 08.02.2024

Академической науке России – 300 лет!

Российская академия наук – крупнейший в мире центр фундаментальных исследований – празднует в этом году 300-летний юбилей.

Она была создана по распоряжению императора Петра I и соответствующим Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. С этого времени начинается академическое изучение природных и людских ресурсов страны, внесшее неоценимый вклад в социально-политическое и экономическое развитие российского государства.

Наука, являясь непременным социальным видом высокоспециализированной профессиональной деятельности, имеет свою славную историю и в нашей республике. Комплексные научные экспедиции, предпринятые Императорской Петербургской Академией наук в XVIII–XIX вв., были направлены на изучение природы, истории и культуры Кавказа.

К этому времени происходит накопление знаний о регионе, а также расширение культурного взаимодействия между русскими и кавказскими народами. В результатах академических экспедиций было заинтересовано и правительство России, поэтому они нередко предпринимались именно по поручению высшего руководства, как, например, экспедиция на Кавказ графа А. А. Мусина-Пушкина в 1799–1804 гг.

Будучи вице-президентом Горной коллегии и почетным членом Академии наук, он получил правительственное задание произвести всестороннее научное обследование естественных богатств Кавказа. Неоднократно (с 1800 года) выполнял правительственные задания по
изучению Кавказа известный русский ботаник, врач, энтомолог Х. Х. Стивен (1781–1863). Опубликованные им материалы дают представление о населенных пунктах, быте и занятиях жителей Кизляра, Тарков, Кайтага, Дербента, Кубы, Баку, Ширвана, Гянджи и других мест. В последующем состоялась лингвистическая экспедиция на Кавказ академика Г. Ю. Клапрота, который составил лингвистическую классификацию Северного Кавказа, описал состав населения. Его сочинение «Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807–1808 гг.», содержит также ценный этнографический материал, картины быта кавказских горцев.

Первая треть XIX века ознаменована многими экспедициями на Кавказ, в том числе лингвистическая экспедиция академика А. М. Шегрена, экспедиции академиков А. Я. Купфера,
Э. Х. Ленца, адъютантов К. А. Мейера и Э. П. Менетрия, проводивших географические, минералогические, зоологические и ботанические исследования в составе военных отрядов по предложению графа И. И. Дибича.

В целом академические экспедиции с начала XIX века, выполняя предписания, закрепленные Уставом 1803 г., способствовали обогащению науки новыми открытиями по истории. Начавшаяся Кавказская война внесла свои коррективы в процесс научного изучения региона. Экспедиции сокращаются, впрочем, эта тенденция имела место по всей России.

В 1828 году академик Триниус на торжественном собрании Академии наук сетует на отсутствие планомерности и общий застой в экспедиционной деятельности, сравнивая с расцветом исследовательской работы эпохи Екатерины II. Отсутствие должного финансирования стало одной из главных причин сворачивания экспедиционной деятельности. Сразу после окончания военных действий на Восточном Кавказе в Академии наук был представлен проект по всестороннему изучению Дагестана.

Во второй половине XIX века научное изучение Восточного Кавказа продолжили академики Г. В. Абих, Н. И. Андрусов, Д. Н. Анучин, ученый-почвовед В. И. Докучаев, ихтиолог
Н. М. Книппович, ботаник Г. Н. Радде и многие другие. В 1867 г. состоялось историко-археологическая экспедиция академика Н. Г. Устрялова на Кавказ. Результатом явилось издание многотомной «Истории царствования Петра Великого».

Свой весомый и неоценимый вклад в развитие истории, этнографии и лингвистики Восточного Кавказа внесли А. Берже, А. Комаров, Н. Дубровин, Н. Воронов, А. Зиссерман, Н. Семенов, В. Потто, А. Дирр, П. Услар и другие видные представители российской науки. Изучение Восточного Кавказа Российской академией наук имело огромное научное и практическое значение для дальнейшего развития региона.

После 1917 г. в Советской России и затем в СССР Академия наук стала «высшим всесоюзным учёным учреждением». С установлением ­советской власти начался новый этап научного изучения и развития науки и у нас в республике.

Первой научной организацией стал Институт по изучению Дагестана при Московском Пречистенском практическом институте, открытый в феврале 1922 года. Правление института состояло из семи человек, в том числе директора Д. П. Генкина и представителя Дагестана при Правительстве РСФСР П. И. Ковалева. Среди сотрудников были профессора и преподаватели Московского Пречистенского практического института, принимавшие непосредственное участие в работах по изучению горного края, профессора и преподаватели других высших учебных заведений, а также представители правительственных и общественных учреждений РСФСР и ДАССР. Институт организовывал экспедиции для изучения природных богатств Дагестана. Несмотря на то, что просуществовал всего 9 месяцев, он вывел на общегосударственный уровень проблему создания сети научных учреждений в маленькой республике.

Похожие

Здесь сформировались научные школы

50
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

У науки свой путь

102
Принято считать, что мощь страны определяется степенью ее научно-технического развития....

Акай Муртазаев: «Оставьте Эйнштейна в покое!»

183
Мнение профессора Муртузали...

Служить науке и народу

40
Прошло 20 лет с момента, как под редакцией Шамиля Алиева (на снимке) – главного конструктора...

… Вкалывают роботы, но и человек

16
Научно-технический прогресс в основе своей зиждется на...

ДНК: мифы и реальность

534
Кто мы? Из чего состоим и какую информацию в себе несем? Пожалуй, этими вопросами задается...

Цифры мы никогда не рисовали

208
Их деятельность не сводится к выявлению и сбору документальных архивных материалов. Это и...

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

21
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

11
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

113
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...