База учителей будущего
Одно из самых значимых событий последних дней в образовательной сфере республики – выездное заседание Национальной ассоциации организаций дополнительного профессионального педагогического образования России, прошедшее на базе Дагестанского института развития образования (ДИРО). Итог прошедших мероприятий мы попросили подвести организатора встречи ректора ДИРО Гамзата Джамалудинова.
– Гамзат Магомедгазиевич, как прошло мероприятие, насколько ожидания от его проведения были оправданны?
– Хочу напомнить слова Главы республики Владимира Васильева: «Россия пришла в Дагестан». Могу сказать, что в систему дополнительного профессионального образования республики действительно пришла вся Россия в лице 33 ректоров институтов повышения квалификации. География действительно очень широкая: от Чукотской и Сахалинской областей, Якутии и Забайкальского края на востоке – до Калининграда, Белгорода, Питера, Москвы и Крыма на западе. Ректоры этих институтов были здесь 3 дня, и мы за это время смогли определить, в каком состоянии находится система дополнительного профессионального образования Дагестана, в том ли направлении мы идем, что нужно нам предпринять в будущем.
Главной темой обсуждения стал национальный проект «Образование». В рамках мероприятия провели 6 секций с участием 300 учителей. Посетили образовательные организации Буйнакского района, Гунибскую и Салтинскую школы, Дербентский педагогический колледж. Главным же культурологическим аспектом встречи стало мнение ее участников о современном мирном, развивающемся и гостеприимном Дагестане. Гости просто влюбились в нашу республику.
– Расскажите об инновациях, цифровых технологиях, обо всем, что ожидает систему образования в ближайшем будущем и уже сейчас.
– Результаты форума и здесь весьма впечатляющие. Во-первых, мы обсудили, каким должен быть учитель будущего. Для него важны коммуникабельность, умение работать в команде, критическое мышление и креативность. Обсудили, какой должна быть система повышения квалификации учителей будущего. Прежде всего мы должны перейти от массовых курсов повышения квалификации к персонифицированным, практико-ориентированным. У нас должна быть база данных учителей, каждый учитель должен знать свой профессиональный дефицит и понимать, что он обязан компенсировать эти недостатки на курсах повышения квалификации.
Второе новое направление – это командное повышение квалификации школ. Для этого изучаются все зоны риска, составляется команда и проходит обучение у нас. И третье из того, что мы взяли на вооружение, – это сетевое взаимодействие образовательных организаций: школа-школа, ДИРО – школа, ДИРО – колледж, колледж – школа и так далее. И, наконец, самое главное, что мы получили, – это укрепление связей между Дагестанским институтом развития образования и такими же институтами в субъектах Российской Федерации. Это очень важно!
В рамках национального проекта «Образование» есть федеральный проект «Учитель будущего». Согласно ему, уже с этого года и до 2024-го мы должны в корне изменить систему повышения квалификации учителей. В ходе мероприятий в Буйнакском районе мы обсуждали тему многоязычия. В Гунибском районе обсудили проблемы сельских малокомплектных школ. В Дербенте говорили о том, каким должен быть школьный учитель будущего. А в целом тема качества обучения была краеугольным камнем во всех выступлениях наших гостей.
– Мы наследники самой лучшей системы образования в мире. Однако в последние годы много говорят о недостатках современных учителей. В чем, на ваш взгляд, главная проблема современного учителя?
– Сегодня учитель – это не просто урокодатель, а партнер ученика по правильному освоению знаний. Вот в этом непонимании сегодня основная проблема школы. И вторая проблема – это низкая зарплата учителей в Дагестане, что отметили все гости нашего мероприятия.
– Какие впечатления остались у ваших гостей?
– Скажу откровенно, такая встреча, когда 30 ректоров приехали к нам в республику и то, что они дали высокую оценку уровню организации и проведения мероприятия, – это редкое явление. Надо отметить, что хорошую оценку получили и наши учителя. К примеру, бывший министр образования Тывы была в Гунибе и долго не могла оторваться от разговора с директором местной школы. Она была приятно удивлена, что в школе такой богатый краеведческий музей, есть уголок Расула Гамзатова, развита система коммуникации, есть Интернет, компьютеры, интерактивные доски. Наши гости совсем по-другому представляли себе сельскую школу высоко в горах Дагестана.
Забайкальский институт развития образования уже попросил нас организовать их коллективу приезд в Дагестан для обмена опытом. В советские времена у нас проходили недели дружбы молодых педагогов. Со всех концов страны приезжали к нам гости. И вот сегодня такая же форма проведения мероприятия. Я даже представить себе не мог, что история так повторится.
Посещая районы и города, гости удивлялись компетентности и академическому уровню мышления руководителей. Например, глава Гунибского района Камиль Изиев – профессор ДГУ, глава Буйнакского района Будунгаджи Гаджиев – выпускник Ленинградского государственного университета, руководитель Дербентского профессионального педагогического колледжа Шарапутдин Саидов – выпускник МГУ им. Ломоносова. Вот вам и уровень. Гости были в восторге от общения с ними.