Берём лучшее – создаём новое
Выход России из Болонской системы – тема горячая. Будет ли новая образовательная система эффективной? Повысится ли в целом уровень образования в стране? На эти и другие вопросы ответит время. И судя по тому, что говорят высокие федеральные чиновники, его понадобится достаточно, прежде чем Россия, во-первых, окончательно перейдет на новые образовательные рельсы и, во-вторых, пока появятся первые результаты этого перехода. По мнению главы Рособрнадзора Анзора Музаева, выходить из Болонской системы следует поэтапно, а студентов необходимо предупредить о грядущих изменениях минимум за два года.
Так от чего отказываемся? Для обывателя – от пресловутого ЕГЭ. На самом деле такая система выпускных экзаменов хотя и отвечает международным стандартам, не является требованием для вступления в Болонский процесс. Ключевое условие – обеспечение равных прав при поступлении в вузы, а страны уже сами могут выбирать нужную форму экзамена.
Несмотря на планы России по переходу от Болонской системы к национальной, речи об отказе от ЕГЭ не идет. По словам Анзора Музаева, Единый государственный экзамен построен на российских образовательных стандартах и позволяет объективно оценить знания выпускников школ. С этим мнением согласен директор Дагестанского регионального отделения Российского общества «Знание» доцент кафедры инженерной физики ДГУ Саид Ниналалов:
«ЕГЭ в том виде, к которому пришли сегодня, позволяет выпускникам из глубинки поступить в сильные центральные вузы. Это снятие вопроса коррупции в вузах при поступлении».
Участвующие в Болонской системе страны придерживаются разделения высшего образования на две ступени: бакалавриат и магистратуру. Есть и следующий этап – докторантура. Кроме того, система предполагает взаимное признание образования за рубежом. Так, выпускник, получивший степень бакалавра в одной стране, может продолжить образование в магистратуре в другом государстве – участнике Болонского процесса.
Прошлая система образования в России включала так называемый специалитет, требующий обучения на протяжении 5–6 лет. После присоединения к Болонскому процессу данный формат был упразднен, но в некоторых вузах возможность выучиться на специалитете сохранилась.
После обсуждения вопроса о будущем российского образования на расширенном заседании Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию и культуре 6 июня стало ясно, что полного отказа от двухуровневой системы не предполагается. Как сказал в интервью «Коммерсанту» министр образования и науки РФ Валерий Фальков, «будущее за уникальным сочетанием специалитета, бакалавриата и магистратуры».
– Сегодня опять переходить по всей стране на специалитет, менять учебные планы и программы, ломать систему, налаженную годами, будет неправильно, – считает Ниналалов. – Нам нужны хорошие специалисты, развитие страны зависит не от нас – поколения, кому уже за 50, а от тех, кто сегодня заканчивает школы и поступает в вузы. Какую молодежь мы научим, воспитаем, такая будет и Россия. И если что-то менять в системе образования, то последовательно, осмысленно, с пониманием того, что переделать учебную программу – огромный труд.
В центре реформы будут два вопроса: по каким направлениям высшего образования приоритетным форматом должен стать специалитет и как ограничить возможность поступления в непрофильную магистратуру.
Скорее всего, можно будет поступить в магистратуру лишь по направлению, близкому тому, по которому был окончен бакалавриат (сейчас это необязательно). Вузы смогут реализовывать программы и по двухуровневой системе, и по программе специалитета: всё зависит от конкретной специальности. В то же время 2 июня первый зампредседателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин заявил, что законопроект о добровольном участии вузов в Болонском процессе разработан и в ближайшее время будет внесен в Госдуму.
Чаще всего критики Болонской системы указывают на недостаточность срока обучения в бакалавриате.
– Болонская система в России не дала того эффекта, который ожидался, – говорит наш собеседник. – Бакалавриат – это еще неполное высшее образование. А магистратура – это уже неполное погружение в учёбу. Советская система высшего образования, когда обучение шло системно и узконаправленно, на мой взгляд, была гораздо лучше, действеннее, эффективнее.
Не будет ли выход России из Болонского процесса в некотором роде означать отказ от планов на сближение нашей национальной системы высшего образования с европейской? Как сильно этот процесс повлияет на возможность российских студентов продолжить свое образование за границей? Отвечая на эти вопросы, приходится констатировать, что со времени вступления России в Болонский процесс полной интеграции в международное образовательное пространство не произошло.
– Что же касается принципа доступности обучения за рубежом, – продолжает Саид Ниналалов, – то за все годы со дня введения в России Болонской системы не удалось создать полноценного взаимодействия между образовательными учреждениями страны и зарубежья. Нет нормальной, рабочей системы академического обмена, есть только локальные, разовые случаи. Наши университеты не поднялись в мировых рейтингах. Зато преподавателям вузов пришлось многократно переделывать учебные планы в соответствии с постоянно менявшимися Федеральными государственными образовательными стандартами.
Взять лучшее из советского, российского и мирового опыта, чтобы в результате создать смешанную структуру, – таково мнение проректора по воспитательной и социальной работе ДГПУ Руслана Гереева.
«Нам нужна своя уникальная национальная образовательная система. Об этом говорит Президент страны В. Путин, так считают специалисты из сферы образования, сама жизнь диктует это. Российское высшее образование и сейчас идет своим путем – это видно, например, по тому, какое большое внимание в последнее время уделяется воспитательной роли вузов, формированию патриотизма и национального самосознания у студентов», – подчеркивает он.
Обновленная система образования России должна соответствовать стремительным изменениям в обществе. Ее новая модель, которую разработают и примут, как предполагается, в ближайшие год или два, будет отвечать запросам рынка, науки и экономики.