X
09:39 17.07.2019

Без репетиторов никак нельзя?

У выпускников завершились экзамены. И теперь их родители, бабушки, дедушки и сами школьники могут передохнуть. Моя внучка окончила 9-й класс, из четырех ОГЭ три сдала на «отлично», один – на «хорошо», до пятерки не хватило одного балла.

Но сколько сил и, что обидно и непонятно мне, денег потребовалось на то, чтобы девочка успешно сдала экзамены. При этом она не лентяйка и все предыдущие годы училась без троек. Однако, чтобы хорошо сдать госэкзамены, ей пришлось год заниматься у репетиторов. И она не одна такая. Кого ни спроси из родителей, все говорят: без репетиторства их дети на высокие оценки госэкзамены не сдадут.

А потому мамы и папы задолго до начала учебного года начинают искать репетиторов. Репетиторство ныне – прибыльный бизнес. К известным и опытным наставникам попасть весьма сложно. Как правило, к ним без рекомендаций не пробиться. Большинство таких из числа действующих преподавателей вузов. Особенно ценятся те, кто работает в том вузе, куда планируют поступать их дети. Понятно, что и стоимость одного полуторачасового занятия у таких репетиторов заметно выше. В группе обычно бывает не более 8-10 человек. Неудивительно, что некоторые репетиторы идут даже на то, чтобы работать в вузе лишь на полставки. При этом они мало что теряют материально – деньги от репетиторства с лихвой покрывают все возможные убытки. Тут, кстати замечу, общероссийский рынок репетиторских услуг, по оценкам финансовых экспертов, уже достигает нескольких десятков миллиардов рублей. Сумма, согласитесь, немалая. И все эти деньги платим мы, родители, при том, что, повторюсь, наши дети в абсолютном большинстве не лодыри, не тупицы или прогульщики школьных уроков.

И тут невольно возникают вопросы. Мы, старшее поколение, учились в обычных школах, многие заканчивали сельские школы и при этом обходились без репетиторов. Зато поступали в лучшие вузы страны, даже за пределами Дагестана: в Москве, Ленинграде, Харькове, Ростове-на-Дону, Перми, Омске. Поступали – значит, были у нас знания. Я, к примеру, окончил сельскую школу, где мне математику преподавал наш земляк-дагестанец, выпускник московского университета, а физику вел прекрасный учитель, который, уверен, мог заинтересовать своим предметом даже самого слабого ученика. Помню, на вступительном экзамене в один из ведущих вузов республики по этому предмету меня спросили, какую школу я окончил и кто был моим учителем. Услышав ответ, экзаменаторы переглянулись и сказали, что больше по предмету меня можно и не спрашивать. Они знали моего учителя и не сомневались в качестве его работы.

Репетиторство ныне — прибыльный бизнес. К известным и опытным наставникам попасть весьма и весьма сложно. Как правило, к ним без рекомендаций не пробиться. Большинство из них действующие преподаватели вузов

А что сейчас? Два года как минимум учителя натаскивают школьников по заданиям ОГЭ и ЕГЭ. А толку? Нынешние ученики без репетитора высокую оценку не могут (как правило) получить, ибо нет у них глубоких знаний. А нет знаний, я так думаю, не только из-за безответственности и лени части самих учеников, но в большей степени оттого, что не все учителя способны дать им эти знания. Или не хотят утруждать себя занятиями. Еще недавно педагоги оправдывались низкой зарплатой. Но сегодня, кажется, вопрос оплаты их труда решен. Так в чем дело? Почему нет той эффективности педагогического труда, которая была у педагогов советского времени? И это в равной степени относится как к учителям обычной школы, так и к педагогам из лицеев и гимназий. Для учащихся лицеев и гимназий – этих, казалось бы, лучших общеобразовательных учебных заведений – тоже надо нанимать репетиторов.

Кто может объяснить, что происходит в нашей российской школе? Да, времена изменились, государство ныне другое. И многие ценности, в том числе духовные, поменялись кардинально. Но авторитет знаний, считаю, не может быть подвержен коррозии ни при каких обстоятельствах. Так почему современная школа не может гарантированно давать качественные знания нашим детям? Этот вопрос тем важнее и актуальнее, что из-за нехватки школьных учителей-предметников в нашей стране готовится решение на уровне соответствующих компетентных органов о возможности предоставления права учить… студентам старших курсов вузов, причем не только педагогических институтов. Понятно, что такое решение его инициаторы обрамляют заявлениями, что студенты для этого будут отбираться самые лучшие. Но даже в случае, если они действительно обладают определенным багажом знаний по предмету, остается вопрос, есть ли у них талант учить? Знать, к примеру, основы математики и уметь учить математике – согласитесь, две разные вещи. Я уже не говорю о том, что истинный учитель – это не просто передатчик знаний, но и в не меньшей степени воспитатель детских душ. Беда нашей российской школы, как я понимаю, помимо многого прочего, и в том, что мало там таких учителей.

А тем временем нам, родителям, видимо, придется все также изыскивать немалые средства в семейном бюджете для оплаты репетиторов.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: казнить нельзя. Как и помиловать

4
Запущенный в 2009 году в нашей стране единый...

Учиться на день меньше: плохо или хорошо?

5
Давайте проведём опрос на улицах города: хотите ли вы четырехдневную рабочую неделю? Как думаете, что скажут люди? А...

По стопам папы и мамы

204
Стоит ли студенту совмещать учебу с работой? Как найти компромисс и в погоне за деньгами не...

Что ждёт мир, Амир?

251
Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем это отнюдь не прерогатива...

ЕГЭ: быть или не быть?

25
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

32
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

14
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

24
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

9
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

44
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

27
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...