Без синдрома отличника
Я отдал школе 20 лет своей жизни, и её проблемы мне знакомы не понаслышке. Поэтому споры о том, нужен нам ЕГЭ или нет, мысленно возвращают меня к тем дням, в школьные классы или студенческие аудитории.
В свое время с целью повышения эффективности учебного процесса в школах начали проводить такой эксперимент: с 5 класса всех отличников и некоторых хорошистов собирали в отдельные классы. Эти ударные классы своим примером должны были подтянуть слабых. Родителям и школе надлежало стимулировать отстающих детей, чтобы в них крепло желание перейти в более сильные классы.
Как утверждают исследователи-социологи, в устойчивых группировках, в данном случае – в классах, через некоторое время выделяется малая часть лидеров, большая же часть коллектива предпочитает оставаться пассивными. Так и получилось: за полугодие в классах отличников произошли шокирующие специалистов изменения. Как и в обычных классах, в них определились несколько отличников, остальные превратились в троечников. Эксперимент с треском провалился, и всё вернулось, как говорят, на круги своя.
Казалось бы, психологический климат в классе с помощью учителей должны определять отличники и хорошисты. На самом деле троечники и двоечники по принципу вожаков стаи определяют свои правила поведения в группе, то есть в классе. Внешне это не видно, но опытному учителю или классному руководителю не составляет большого труда определить, кто есть кто. А отличники испытывают сильное давление как со стороны родителей и учителей, так и со стороны остальных учеников. В классе их не любят, они одиноки, молчаливы и зачастую сильно страдают от этого. Большая часть класса — троечники и какая-то часть хорошистов, которые учатся только по настроению: им все равно, они не претендуют ни на что, плывут по течению. И на ЕГЭ они спокойны. Только у отличников экзамен вызывает страх и трепет. Это так называемый синдром отличника. Троечники же знают истинное положение вещей, а именно, что их уровень знаний не гарантирует успешную сдачу ЕГЭ.
Чтобы определить эффективность боевой подготовки войск, Верховный главнокомандующий может в любое время суток поднять по тревоге любое боевое подразделение в любой точке страны и провести командно-штабные учения. А как определить эффективность ЕГЭ?
Я проработал в вузах Москвы 12 лет, был куратором группы на первом курсе юридического факультета, и в моей группе было 4 выпускника из Дагестана, которые поступили по результатам ЕГЭ. И что же? Диплом получил только один, и тот закончил институт заочно. Интересно было бы проследить, какой процент поступивших из регионов, в том числе из Дагестана, дошли до получения диплома, ведь это основной показатель эффективности ЕГЭ.
Я родом из СССР. Тогда, по мнению специалистов, наша страна занимала лидирующие позиции в мире по уровню образования. Тогдашние выпускники школ при поступлении в вузы писали сочинение. Это был самый трудный из всех экзаменов. На каком месте уровень нашего образования сегодня, говорить не буду.
Если послушать противников ЕГЭ, то его нужно отменять. И что тогда получится? При той тотальной коррупции, которую мы наблюдаем сейчас, умные и бедные останутся за бортом. Что же делать? Выход есть. ЕГЭ сейчас противопоставлен всему учебному процессу. А надо, чтобы он стал его составной частью. Для этого нужно с 5 класса внедрять элементы ЕГЭ, то есть каждый год проводить итоговые экзамены: конверты, задания, подведение итогов — все как при ЕГЭ. Пусть дети привыкают к этому. Школа самостоятельно должна определить, по каким предметам проводить подобные проверки. Чем шире в этом процессе участвуют родители и общество, тем лучше. Такая психологическая подготовка учеников к будущему ЕГЭ позволит избежать трагических случаев, имеющих место в системе обучения.