X

«Без тебя, степь моя…»

Родная сторона. Для нашей собеседницы это песнь степей, голос крови, ощущение удивительного мира – ритмичного, как ход коня. Это и мудрая устроенность кочевников, домом для которых на протяжении веков оставалась бескрайняя степь. А еще в сердце, словно яркий цветок, родной язык ее земли, о многом говорящий, и прежде всего о душе человеческой, в которой вековая мудрость, философия жизни вольнолюбивого народа.

– Такой у меня склад ума и характера, – улыбается преподаватель Салимет Майлыбаева (на снимке). – Вот современный я человек, но тяга к языку, к традиционному воспитанию, к тому, что свято и не поддается никакой девальвации, очень сильная. Помню, как в детстве отец Ахмат на домбре пел старинные ногайские песни, а бабушка Алтынай рассказывала древние легенды о народе, оставившем после себя бесценный исторический культурный пласт. И то, как в сельской школе крохотного аула Едигей Ногайского района, сидя на уроке по родному языку, ощущала себя частицей своей культуры, своей истории.

Она вспоминает, что, не окончив восьмилетку, перешла в школу-интернат «Горянка» им. Р. Гамзатова, где повстречала небожителей – великого Расула и ногайскую поэтическую звезду Кадрию. Тогда же начала писать стихи, публиковаться в газете «Степной маяк». Поступила в Черкесский пединститут, уверенная в том, что ее предназначение – учительствовать. И теперь получает истинное наслаждение от преподавания уроков родного языка в школе уже на протяжении 25 лет.

– Родной язык он ведь не просто обиходный, это свод научных знаний, лингвистика, этнология, языкознание, фонетика и морфология которых требуют профессионального владения, обогащая, взаимодополняя современную речь. И на уроках я стараюсь, чтобы мои ученики осознавали важность изучения своего языка, формирующего и развивающего этническую ногайскую языковую группу. И вот такой научно-исследовательский поиск подталкивает учеников к научному осмыслению предмета.

Салимет Майлыбаева в индивидуальных планах учебной деятельности строит каждый свой урок исходя из увлечений учеников литературой, прозой, эпосом. У нее много научных разработок, требующих осмысления педагогическим сообществом, учителями родного языка, что даст синтез творчества и науки. Ее методическое пособие «Интересные уроки», Русско-ногайский тематический словарь, выпущенный в соавторстве с коллегой Р. Сунчалиевым, рассматриваются коллегами как научные труды. И каждый ее урок – глубокий, осмысленный, требующий максимальной сосредоточенности. Это набор методологических инструментов, позволяющих отшлифовывать языковые навыки, приучать учеников к литературной насыщенной речи, исключающей просторечную лексику.

Педагог-новатор, наставник, Салимет Ахматовна точно расставляет познавательные, научные акценты. Ее статьи по теории и методике обучения ногайскому языку и литературе вошли в сборники международных научно-практических конференций «Ногайцы: ХХI век». Участвуя в мероприятиях, проводимых Дагестанским НИИ педагогики им. А. Тахо-Годи, учитель делится опытом с языковедами. Ей интересно слушать своих коллег.

Творческие работы ее учеников вошли в российский педагогический сборник «Филологические этюды». Ученический очерк по родному языку «Собственные имена» включен в просвещенческий сборник «Развитие этнокультурного образования в условиях реализации ФГОС второго поколения». И это успех педагога, научный потенциал которого о многом говорит. Прежде всего о том, что учитель не довольствуется привычными методическими пособиями, а занимается научной разработкой методологий, исходя из своей педагогической практики, используя авторские развивающие языковые конструкции, совершенствующие образовательную базу родного языка.

Доклад Майлыбаевой «Использование занимательной грамматики на уроках родного языка» на республиканской научно-практической конференции вызвал огромный интерес среди коллег. Салимет Ахматовна подготовила для учащихся 7 класса отдельные поурочные планы, а для 5–11-х классов – сборник диктантов и сочинений.

– Я много думала над тем, что у наших школьников нет наглядного пособия-образца, чтобы дети могли правильно излагать свои мысли, размышлять, приводить примеры при изучении произведений на определенную тему. И осуществила, можно сказать, свою мечту, – с радостью делится учитель.

И можно только позавидовать ее профессиональной активности. В своей практике она использует возможности и такого вида деятельности, как неделя и месячник родного языка. Совместно со своим выпускником Эрадилем Тенгизовым организует онлайн-уроки для детей, живущих за пределами Ногайского района, охотно дает уроки взрослым, желающим лучше знать родное слово.

Я спрашиваю, как ее подопечные относятся к урокам, где последовательно, с научным уклоном изучаются нормы родного языка. Она улыбается: «Да они рвутся на уроки, просят заниматься с ними дополнительно».

– На самом деле предмет включает в себя не только изучение языковых, теоретических, практических правил, но как учитель-методист я неустанно тружусь над тем, чтобы ученики как можно чаще обращались к своим истокам, национальным корням, истории, традициям, культуре. Рассказываю о богатом культурном, творческом, поэтическом, прозаическом наследии, эпосе нашего народа. Говорим о выдающихся памятниках письменности древнего периода и современности, – рассказывает педагог.

Салимет Майлыбаева и сама известный ногайский поэт. Ею, творческой, разносторонней личностью, написано более 100 песен, вошедших в сборник «Мои крылья – мои песни». Она автор многих поэтических сборников. Ее знают и любят не только в республике, но и далеко за ее пределами, например в Турции, где проживает немало представителей ногайского народа, покинувших Россию еще в ХVIII веке. Она вспоминает, что результатом очередной поездки стала книга «Мост».

Повторно побывав в Турции, она, выступив перед студентами образовательного колледжа, поделилась авторским опытом работы учителя родного языка, рассказав о том, как живут ногайский народ, ее ученики, чтущие традиции ногайского языка, фольклора, прикладного искусства, мечтающие посвятить себя родному краю, найти свое место на родной земле.

Пропагандиста заметили и в Кабардино-Балкарии, куда она приехала по приглашению фонда «Сто шагов к Кайсыну», где экспонаты ее школьного этнографического музея «Ногайский дом» привлекли внимание гостей эксклюзивными работами, рассказывающими о культуре и быте древнего народа. В географии творческих поездок педагога значится и участие в первом Межрегиональном молодежном фестивале ногайского искусства «На берегу Волги». Свою педагогическую деятельность она активно совмещает с работой на радио Ногайского района, освещая успехи и победы степняков, организуя интервью с известными людьми, проводит конкурсы среди радиослушателей на знание родного языка.

Круг ее друзей – это не только коллеги, ученики, но и все те, для кого родной язык – вечный источник исконного, того родного, с чем человек проживает жизнь и что является смыслом его существования, психологическим портретом, совершенствующим человеческую природу. Для педагога важна выработка концепции родного языка. Ведь преподавание этого урока становится одним из самых важных компонентов в образовательном процессе, повышая интерес к нему в условиях активной глобализации, смещающей временные рамки, ускоряющей стирание границ, что влечет за собой утрату идентичности.

Применяя разного рода авторские методики, расширяющие поле зрения учащихся, конкретизирующие речевые умения и навыки, предусматривающие в совокупности содержание материала, учитель преподает дисциплину, используя новации, что позволяет создавать новую модель мотивации к учебной деятельности, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Она старается оживлять любой урок, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, повышая качество учебного материала, реализуя идеи развивающего обучения, повышая темп усвоения темы. Проводит уроки на высоком эстетическом уровне.

Главное, считает Салимет Ахматовна, чтобы учитель вел занятия по четкому плану, достигая определенных целей. Ее мультимедийные презентации позволяют готовить эксклюзивные обобщающие уроки, собрав в единое целостное восприятие темы, но уже в более глубоком понимании.

С Салимет Майлыбаевой познавательно общаться, это интересный собеседник, педагог, открывающий как в себе, так и в своих учениках таланты, способность мыслить и одарять этим талантом других.

Педагогический профессионализм ее оценен по достоинству. Она почетный работник РФ, отличник народного образования РД, учитель высшей категории образования. Награждена медалью «Патриот России», Почетной грамотой министра образования и науки РФ, республиканскими почётными грамотами, обладатель Президентского гранта. Она член СЖ РФ, СП РФ.

Говоря о своем предназначении в школе, говорит так: «Стремлюсь к совершенству, ежедневно обогащая и свои знания, открывая двери в мир нового и неизведанного своим ученикам…».

Статьи из «Год педагога и наставника»