Без знаний нет будущего
Со времён основания Аристотелем первой философской школы в Афинах грызть гранит науки представляется делом благородным и почётным. Чем выше человечество поднимается по ступеням цивилизации, тем большую ценность приобретают научные знания. В современном мире практически всё, что нас окружает, это плоды кропотливых научных поисков отдельных личностей, подвижническая деятельность смелых талантов и дерзкое воплощение гениальных идей в реальность.
Накануне Дня российской науки о проблемах образования в Дагестане наш корреспондент побеседовал с профессором кафедры педагогики ДГПУ, отличником народного просвещения РФ, почетным работником высшего профессионального образования РФ, заслуженным деятелем науки РД Шайдабегом Мирзоевым (на снимке).
– Шайдабег Айдабегович, как педагог и деятель науки в чем вы видите свою миссию?
– Не только я, но и любой другой педагог стремится внести конкретный вклад в науку в виде общественно значимых наработок, которые направлены на решение злободневных проблем. Я сначала учился языкознанию в аспирантуре. Мне дали тему диссертации «Система превербов хновского диалекта рутульского языка». Уже было написал работу наполовину, но оставил её ввиду узкой специальности темы. Уехал в Москву, поступил в аспирантуру по педагогике и начал заниматься исследованием народной педагогики. Народная педагогика – система воспитания и обучения, выработанная и апробированная народом веками. Без народной педагогики народ с его самосознанием не может существовать. Я ее попытался вернуть и сохранить для дагестанского народа. Если человек занимается наукой, он должен иметь в виду конечный результат, ценный для общества. Насколько значимы и ценны мои монографии «Народная педагогика: словесные средства воспитания», «Народная педагогика: содержание, формы и методы воспитания», «Народная педагогика Дагестана» судить не мне, а любому здравомыслящему дагестанскому читателю.
– Как появление интернета, социальных сетей, различных мессенджеров повлияло на качество образования школьников и студентов?
– Всё зависит от ориентации учащихся. Если правильно ориентировать, в том числе и прежде всего учителем в школе, они найдут массу полезной информации. Главное, чтобы в океане информации человек сумел выделить для себя объективные личностно и социально значимые сведения, нужно уметь отделить зёрна от плевел. Педагогу в свою очередь нужно направлять учащихся на значимые источники информации. В равной степени это относится и к выбору СМИ. Я, например, с первых встреч на занятиях рекомендую студентам как печатные, так и вполне доступные в интернете познавательные программы, аудио-, видеоучебники по педагогике.
– Сегодня можно услышать ностальгические речи о советской системе образования и советской педагогике. В чём состоял её феномен?
– Единая система обучения для всех регионов. Не было, как сегодня, самодеятельности в составлении учебников. Они составлялись маститыми учеными. Строго зафиксированная доза знаний, плавный переход от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от близкого к дальнему – вот принципы, на которых основывались учебники и учебные программы. Сегодня учебники настолько замысловато и сложно составлены, что даже сами родители едва разбираются в содержании. А учебники должны содержать близкий и максимально доступный учащимся материал. Для национальных республик России нужно учитывать и культурологический принцип составления учебников. А сегодня нам из центра рекомендуют учебники, оторванные от местных культурологических реалий. Были, конечно, и некоторые недостатки советской системы. Например, все предметы нужно было изучать одинаково. Не было профильных: педагогических, медицинских, экономических классов, как сегодня.
– Сейчас почти у всех под рукой есть интернет, где можно найти любую информацию. Исходя из этого, многие считают лишним что-либо хранить в голове. К чему приведет такая тенденция?
– Приведет к умственной деградации молодого поколения, к катастрофическому снижению общего интеллектуального уровня. Это отчасти уже заметно. Молодые люди должны много запоминать. Чтобы закрепить информацию в памяти, надо осмысливать, воспринимать и сосредоточенно осваивать новые знания. А чтобы знать, нужно много читать, развивать слуховую и зрительную память.
Финансист, банкир Герман Греф как-то на солидном форуме стал утверждать, что знания не нужны, а важны лишь навыки. Позволю заметить, о каких навыках можно говорить без знаний. Знание – это информация, выраженная словами, терминами, цифрами, таблицами, уравнениями и т. д. По каждому направлению деятельности человека есть специфические знания. А что такое умение? Это способность человека использовать полученные знания на практике. А навыки – это уже умения, ставшие привычкой и отработанные человеком до автоматизма. Вот почему прежде всего каждому человеку крайне необходимы знания, обеспечивающие его практические умения и навыки.
– Приобщение учащихся к физическому труду – это правильно с точки зрения педагогики?
– Невозможно отмежевывать умственное развитие учащихся от их физического воспитания. Трудно представить одно без другого. Отсутствие у учащейся молодежи элементарных практических навыков жизнедеятельности во взрослой жизни зачастую приводит к семейным проблемам, вплоть до разводов между супругами. Поэтому с молодых лет необходимо прививать навыки труда, чтобы без проблем ориентироваться в повседневной жизни и деятельности. У нас в свое время в школах были мастерские. Ребята изготавливали разные орудия труда, пилили, стругали, точили и прочее. И в этом не было ничего плохого.
– За последние годы наблюдается тенденция к постепенному сокращению бюджетных мест в вузах. Не приведёт ли это к тому, что у нас де-факто перестанет существовать бесплатное обучение (при том что де-юре оно будет сохраняться)?
– Вы знаете, не все родители имеют финансовые возможности обеспечить своего ребенка платным образованием. Конечно, бюджетные места раньше помогали получить хорошее образование тем, кто стремится к этому. В силу отсутствия финансов многие нынче остаются за бортом учебных заведений, куда они желали попасть. Но есть еще одна ключевая проблема. Даже поступившим в вуз студентам стало тяжеловато учиться. Не потому, что у них проблемы с освоением знаний, а из-за трудностей с выживанием. Студенты получают мизерные стипендии. Когда я был студентом, получал 45 тогдашних рублей. На эти деньги мог прожить месяц и приобрести кое-что для учёбы. Мне не приходилось искать на стороне дополнительный заработок и отвлекаться от учебного процесса. Думаю, чрезвычайно важно и нужно поднять стипендии студентам, поскольку не все родители в состоянии помогать. Да и стимул к учебе будет у ребят дополнительный.
– А как считаете, ЕГЭ следует отменить?
– ЕГЭ необходимо отменить по той причине, что он начисто лишает детей осмысленности при умственной работе. Дети со второго, третьего раза уже механически решают эти однотипные задания. Учащиеся должны лицом к лицу отвечать преподавателю на экзамене. Важна живая речь. Моя университетская практика показывает, что до ЕГЭ студенты нередко писали великолепные сочинения. А вот ребята из поколения ЕГЭ еле справляются или вообще не справляются с изложением собственных мыслей на бумаге.
Мне жаль студентов, потому что большинство из них не умеют грамотно говорить. Есть и такие, которые и двух слов не могут связать. Пагубную роль в этой печальной картине сыграло исключение из учебных планов педагогического вуза таких важнейших дисциплин, как логика, этика, эстетика, культурология. Думаю, для оптимизации учебного процесса в вузах следует вернуть в учебные планы не только эти дисциплины, но и ввести новые – «Культура умственного труда», «Педагогическая культура народа».
– Какую основную проблему дагестанского общества, имеющую непосредственное отношение к педагогике, вы обозначили бы тезисно?
– Первое – безотлагательно следует заняться вопросами воспитания подрастающего поколения – нравственного, интеллектуального, физического, эстетического, правового, экологического, экономического. В первую очередь нужно привить молодым людям самые лучшие и высокие ценности, испокон веков присущие народам Дагестана. Именно об этом нам напоминает и, как никогда ранее, обязывает Указ Президента РФ В. В. Путина, где 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Без сохранения культурных ценностей, наших традиций и народного самосознания трудно представить в перспективе Дагестан с его колоритностью и духовностью, каковым он был во все времена.
Второе – нужно обратить серьезное внимание не только на многопрофильность, но и на качество образования. Не случайно Глава РД Сергей Меликов акцентировал внимание и назвал 2022 год для Дагестана Годом образования. Образование и воспитание – два крыла, обеспечивающие полет человека к новым вершинам познания и социально значимой деятельности. В народе говорят: «Наука – лучшая казна: не отнимут, не пропадет, не сгорит – всегда при себе», «Сильный одного одолеет, умный тысячу». Так пусть наше молодое поколение растет научно подкованным, умным и сильным на радость всем народам Дагестана и России.