Болонская система в прошлом. ЕГЭ на очереди?
Итак, Россия отказывается от Болонской системы образования. Об этом на прошлой неделе заявил глава профильного министерства Валерий Фальков. Но отказ от неё не означает возвращения к старой модели обучения в вузах: на смену бакалавриату и магистратуре придет новая система, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента, поясняют в ведомстве.
Профессор ДГМУ Муртузали Муртузалиев считает правильным и необходимым решение об отказе от двухуровневой структуры.
– Те, кто по долгу службы сталкивается с нынешними студентами, констатируют очевидный факт: некоторая их часть – это очень умные и эрудированные ребята, стремящиеся к знаниям, самосовершенствованию, однако уровень подготовки большинства таков, что даже советские троечники на их фоне выглядят чуть ли не научными светилами. Я в принципе никогда не был поклонником Болонской системы и прогнозировал последствия перехода на бакалавриат и магистратуру. У нас функционировала достаточно разумная и сбалансированная конструкция, которую можно было как-то улучшить, но радикально её менять не стоило, – говорит Муртузалиев.
Если вспомнить, то европейская концепция и без того приживалась в стране с трудом, разговоры о её целесообразности велись постоянно. Противники указывали на то, что главное преимущество специалитета в качестве образования, которому работодатели доверяют. Сомнений в «законченности» обучения, как в случае с бакалавриатом, у них не возникало. Ну а сейчас этот вопрос обсуждается на самых разных уровнях и площадках. Так, выступая недавно на круглом столе в Дагестанском федеральном исследовательском центре РАН, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ Джафар Маллаев отметил, что замена отечественной системы образования Болонским многоуровневым механизмом ослабила подготовку специалистов.
– Наша система прошла большой исторический путь развития и взяла всё лучшее из опыта ведущих стран мира, формировалась на менталитете, национальной культуре и традициях наших народов, вкладе российского научного сообщества, ведущих учителей страны, – подчеркнул он.
Бумажный вал и постоянная смена образовательных стандартов, рабочих программ, компетенций, по мнению педагога, отвлекают учителей и преподавателей от учебной, научной и воспитательной работы.
– Создаётся впечатление, что ФГОСы составляют люди, далекие от науки и практики. Ранее были единые учебные планы и программы, разработанные ведущими учёными, учителями, методистами страны, – выразил свое мнение относительно сложившейся ситуации Джафар Маллаев.
Средняя школа также подвержена смене ФГОСов, часто не стыкующихся со стандартами высшего образования, дети перегружены занятиями и домашними заданиями. А введение ЕГЭ вообще разрушает опыт
отечественной школы – тестирование никогда не было основным показателем уровня подготовки, считает учёный.
– Сегодня авторитарный и менторский режим проведения экзамена зачастую приводит родителей и детей к стрессовым состояниям. Натаскивание репетиторами выпускников на сдачу набора необходимых для поступления в вуз испытаний разрушает учебную мотивацию к получению фундаментальных межпредметных знаний. Большинство учащихся, чтобы не сдавать ЕГЭ, поступают в колледжи, поэтому их количество стало расти, – сказал Маллаев.
Кстати, есть мнение, что Единый госэкзамен – следующий на выход из российского образования. Во всяком случае, такие разговоры идут. Отменить его сразу, наверное, не получится, но провести реформу можно. Почему нет?