И какой бы предмет учитель ни преподавал, он направляет чувства своего ученика на благие дела, закладывает основу для дальнейшего роста и формирует личность, которой предстоит строить будущее страны. По сути от его усилий во многом зависят разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.
Каждое поколение живет под диктовку своего времени, у него своя система ценностей и взгляды, которые они отстаивают. С проблемой разносторонности личности учитель сталкивается начиная еще со школы. Обратите внимание на то, какими приходят дети в первый класс и какими становятся в старших классах! Происходит столкновение интересов поколений, будто мы говорим на разных языках! — жаловалась моя бывшая учительница. Наступает момент, когда поучения не воспринимаются, а вызывают отторжение. Обычно это происходит, когда ребенок либо начинает ощущать свою исключительность либо вообще предоставлен самому себе.
По себе знаю, что каждый ученик по-своему оценивает личность учителя. Существует четкое мнение о каждом из них. Из опрошенных мною 50 школьников разных возрастов 35 испытывают негативное отношение к некоторым из своих учителей. Ученики младшей школы в большинстве своем считают, что учителя не всегда объективны к детям, не хвалят, а порой ругают незаслуженно. Восьмиклассники уверены, что педагоги несправедливо оценивают их знания. Учащиеся старшей школы констатируют, что некоторые учителя плохо владеют своей профессией, предвзято к ним относятся. И не хотят считаться как со взрослыми.
Айшат Алакаева, учитель:
-У учителя количество учеников доходит порой до 200, иногда и более. И общество об этом часто забывает. При этом ученик должен находиться под непрерывным, ежедневным контролем педагога. Вместе с ним учитель преодолевает неудачи, трудности, с которыми сталкивается, слабую подготовку, отсутствие или слабость логического мышления, неумение настойчиво и упорно трудиться. И работая с каждым учеником отдельно, старается ему помочь. Так вот, умение видеть мир глазами учеников, понимать ребят с полуслова, чувствовать их отношение к учителю — это титанический труд, громадная самоотдача.
Например, если возникает конфликт, а чаще всего он связан с оценками, я предпочитаю уступить ученику, поставить более высокую оценку. Ведь процесс обучения продолжается, ученику всегда можно тактично указать на его недостатки и тем самым побудить настойчиво работать изо дня в день. Но для этого необходимо доверие ребят к учителю, его авторитет.
Психолог лицея №3 г. Махачкалы Ариза Нурлубаева детский психолог лицея №3 г. Махачкалы за время многолетней практики сделала вывод, что избежать конфликта можно. Только учитель должен убедить ученика, что он «умница», способен хорошо учиться, восхищаться его маленькими успехами, подбадривать, может быть, даже сначала завышать оценки и не отталкивать двойками. Помехой подобным методам не должны стать такие заболевания ребенка как невроз, аутизм. Все эти меры дают хорошие результаты. В конфликтной ситуации важно не забывать, что педагог старше и должен быть мудрее. Как бы взросло ни выглядел ученик, он — ребёнок, — считает психолог.- В реальности, конечно, бывает далеко не так. Есть масса причин, по которым педагог может быть раздражительным, а поведение подростка может быть невыносимым, но всё же учитель должен быть беспристрастным и уметь оценивать себя со стороны. Ведь конфликты бывают разные — начиная с того, что ученик отказывается воспринимать учителя как авторитет, и заканчивая тем, что педагог не поладил с родителями ученика и на этой почве питает неприязнь к ученику. Но последнее слово всегда остается за педагогом. И подход можно найти к любому ребёнку. Для этого нужно быть профессионалом, чувствовать ситуацию и бережно относиться к личности ребенка.