Купить PDF-версию
X
11:10 13.10.2021

Будущее создают дети

В школьной программе, а уж тем более в дошкольной дисциплин по робототехнике и микроэлектронике нет. Обладанию навыков и умений в данной области знаний современные учащиеся обязаны кружкам, секциям и центрам робототехники, как сетевым, охватывающим практически все регионы страны, так и местным. Заметно продвинулись в этом плане обучающиеся в городских школах Дагестана, что, увы, не скажешь об их сверстниках в отдаленных горных районах республики.

Идея инженера-программиста Насрулы Насрулаева сделать обучение микроэлектронике и радиотехнике максимально доступным для тех, у кого нет возможности посещать кружки или курсы, была поддержана на Северо-Кавсказском молодежном форуме «Машук-2020». На реализацию «Онлайн-курса робототехники «RoboPRO» Насрулаев получил грантовые средства в размере 300 тыс. рублей. Дальнейшая реализация онлайн-курса проходила при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), ПАО «Рос­телеком», ОНФ в Дагестане, Минмолодежи РД, Дагестанского­ фонда содействия инновациям и НИИ «Информационные технологии и телекоммуникации» ДГТУ.

Ученики получили в подарок набор Arduino – кейс электронных компонентов и инструментов, на котором на практике применяли полученные знания. Онлайн-проектирование стало возможным благодаря активному развитию широкополосного интернета – во всех населенных пунктах проводится хотя бы одна точка доступа.

– Мы с готовностью поддерживаем образовательные проекты, способствующие выявлению одаренных и стремящихся к знаниям молодых людей. Это стало возможным, в том числе с реализацией Федеральной программы «Устранение цифрового неравенства» и подключением к высокоскоростному интернету социально значимых объектов в республике. Таким образом, совместно с инициативными авторами проекта «Онлайн-курс робототехники «RoboPRO» мы создаем равные условия для городских и сельских ребят в доступе к обучению», – отметил директор Дагестанского филиала ПАО «Ростелеком» Руслан Ярахмедов.

Лучшие качества

Как программировать и подключать готовые устройства, создавать прототипы умных устройств и выводить данные на LED-экран, одними из первых узнали старшеклассники Манаскента.

– Потенциал у дагестанских детей огромный, – отметила сопредседатель регионального штаба ОНФ в Дагестане, депутат НС РД 7-го созыва, председатель Комитета по образованию и науке Елена Павлюченко. – Проект продвинулся, ребята на практике демонстрируют уникальные способности, раскрывают свой потенциал. Желаю ребятам показывать лучшие качества, набираться опыта, не бросать задуманные проекты и реализовывать их.

Микроэлектроника и робототехника охватывают большой пласт компетенций и знаний. Наставники развивают в своих подопечных совершенно новые навыки, показывают взаимосвязь таких дисциплин, как математика, информатика, электроника, механика… Занятия по подобным проектам обеспечивают не только критическое мышление и творческий подход к решению задач, но и учат работе в команде, способствуют развитию пространственного восприятия.

– «В рамках «Онлайн-курса робототехники «RoboPRO» было обучено 50 учеников из 14 районов и 6 городов Дагестана. Они прошли путь от заинтересованного ученика до молодого стартапера. Вы подготовили проекты и уже сегодня презентуете их. Я рад и горд за вас», – обратился к детям Насрула Насрулаев.

Что не под силу человеку

После тщательного отбора команда экспертов выбрала наиболее актуальные проекты, курировала их и довела до прототипирования. По завершении образовательных блоков был объявлен конкурс. По итогам состязаний победителем конкурса стала Аиша Абулова (на снимке) из Мюрего (Сергокалинский район) с проектом «Умный светофор».

– На дагестанских дорогах заметно увеличилось количество автотранспорта. Во избежание наезда на пешехода, уменьшения количества пробок на дороге мной был разработан проект «Умный светофор». Когда пешеход подходит к определенной разметке перед светофором, он фиксирует человека и включает зеленый свет. А если на дороге спецмашина, то зеленый свет включается для машин, дабы помощь подоспела вовремя. По мнению автора проекта, таким образом экономится время как водителей, так и пешеходов.

Опасность представляют не только городская среда с огромным потоком автотранспорта, но и горные серпантины с «сюрпризами» в виде камнепадов и не вписывающихся в поворот встречных машин. Абулова планирует дорабатывать проект с учетом выводов, сделанных на презентации своего проекта.

На втором месте проект «Манипулятор» школьника из Манаскента (Карабудахкентский район) Арслан­али Сайпулаева.

– Моё устройство представляет из себя 4 сервопривода (sg90), каждый из которых крутит определённую часть манипулятора, – рассказывает о своем детище Арсланали. – Например, самый последний сервопривод отвечает за 2 зажима, которые захватывают и держат объект, 2 нижних поворачиваются и наклоняются во все стороны. Манипулятор помогает выполнять тонкую работу, которая не под силу человеку. Устройство может быть применено в металлургии, медицине, сельском хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека. При сборке урожая, в теп­личных хозяйствах, число которых из года в год в республике растет, значение и пользу манипулятора трудно переоценить.

Для усовершенствования своего проекта Сайпулаев дополнительно закупил детали, проект будет дорабатываться.

Определённый стук

Проект «Автоматическое открывание ручки с помощью стука» Сабины Фармановой (Махачкала) и Карины Кахрамановой (Избербаш) на третьем месте.

– Наше устройство представляет маленькую трубу, прикрепленную к двери. Для того чтобы открылась дверь, нужно соблюдать определённый стук, щелчок повернётся и дверь откроется, – рассказывает Сабина. – Часто бывает так, что дома никого нет, а ключи с собой ты взять забыл. И при этом в дом попасть надо. Можешь секретным способом постучать по двери – и она откроется. Комбинация каждый раз меняется, при этом сохраняются традиционные способы.

В финал конкурса попали также и другие интересные проекты: «Лазерная сигнализация» И.Фарманова, «Автоматическая мусорка» Х. Халидова, «Музыка света» М. Газибагандова, «Умная теплица» М. Ахмедова, «Умный свет» К. Ахмедова.

Дети активно интересуются новыми технологиями, с удовольствием погружаются в мир технического конструирования, робототехники и микроэлектроники. За технологиями, без преувеличения, будущее, и его уже сегодня создают дети. «Онлайн-курс робототехники «RoboPRO» при желании автора и его единомышленников может стать ежегодным. Кто знает, быть может, в одном из высокогорных районов растет свой Илон Маск!

Статьи по тегам

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

35
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

23
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

7
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

24
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

24
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

32
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

5
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

6
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

16
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

11
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...