Быть нужной людям
Живые пытливые глаза, внимательно вглядываясь в собеседника, влекут молодым блеском, живо реагируют на каждый вопрос. «Да своя я, своя, – смеется педагог-наставник с 56-летним стажем работы в образовании Зоя Васильевна Борзова (на снимке). – Дагестанский продукт. Год появления на свет 1943. Родители познакомились в госпитале, куда отец попал с ранением, а мама работала там медсестрой, вот так и сложилась семья».
Школа, вуз, химико-биологический факультет… Воспоминания юности самые дорогие для нее, хотя, как она признается, биография обыкновенная. Ну, если разобраться, может, и обыкновенная, но ведь какой богатый педагогический опыт наставничества, давшего дорогу ее студентам, молодым коллегам! Да и сегодня, несмотря на солидный возраст, она продолжает работать в Дагестанском институте развития образования.
«У вас походка как у молодой девушки», – не сдерживаюсь я, еле поспевая за ее энергичными шагами. А она улыбается: «Спортом занимаюсь, моржую, а ещё увлекаюсь стихами».
В перечне интересов педагога вообще много интересного. Легкая на подъем, Зоя Васильевна – большая любительница путешествий, побывала в половине стран мира, а среди коллег славится как мобильная, не делающая ссылок на возраст. А когда спрашиваешь, откуда такой заряд сил, она замечает, что жизнь их дает.
– Приходилось и работать, и семье уделять внимание, мы же вырастили с мужем трех дочерей. Так что судьба не баловала, но я благодарна ей за тот мир, что меня окружает, за тепло моих коллег, которые для меня родные люди, – говорит Зоя Васильевна.
Биолог по специальности, она с ностальгией вспоминает годы работы в сельхозинституте, ныне ДагГАУ им. М. Джамбулатова, где преподавала химию 25 лет, защитила кандидатскую диссертацию. В ДИРО пришла в 1993 году уже в статусе биолога, проработала здесь 30 лет, заведуя кафедрой естественно научного образования, стала доцентом. Сейчас работает ведущим специалистом в учебно-методическом управлении – не менее важном звене в цепочке развития современного образования.
Её научный интерес применяется в систематизированной работе методиста, в которой она использует авторские методики. Как самый свежий пример – статья в журнале «Биология в школе», изданная в нынешнем году, где она, взяв за основу тему «Возможности предмета «биология» для формирования патриотизма у школьников», продолжает разработанную ранее интеллектуальную игру «Шеренга великих биологов», участвуя в которой, дети познают мир великих российских ученых, ставших ориентирами в биологической науке.
И это один из важнейших компонентов патриотического воспитания, формирующего личностные качества, вырабатывающего привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям, умение бережно хранить и передавать из поколения в поколение, то, что делает человека добрым, чутким, мужественным. Ею опубликованы такие материалы, как «Вклад советских ученых в победу в Великой Отечественной войне», «Из истории развития биологической науки в СССР», «Биологическое оружие. Что оно несет».
Профессиональное разнообразие интересов специалиста не замыкается в одной предметной сфере. Так, например, для подготовки учащихся к ЕГЭ в соавторстве с М. Пашаевой разработано методическое пособие для углубленного изучения проблем и перспектив биотехнологий для внеурочной школьной деятельности.
По мнению специалиста, интегральная наука, определяющая научно-технический прогресс, объединяющая фундаментальную и прикладную науку, широкое использование современных биотехнологий в различных отраслях дают возможность совершенствовать существующие концепции профильного обучения, требующего учета индивидуальных склонностей учащихся.
В этом смысле представляет интерес другое авторское методическое пособие – «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через познание природы», с помощью которого у ребенка формируется умение рассуждать, познавая мир, развиваясь в обучающей игре, в которой он становится исследователем и изобретателем.
Педагог учитывает психологию ребенка, тонко подходя к особенностям детского мышления, привязанности к конкретному образовательному предмету. Привлекает внимание и другое методическое пособие по внеурочной деятельности – красочно оформленная рабочая тетрадь для занятий по курсу «Биоразнообразие и экологические проблемы Дагестана», где в пояснительной записке указывается, что процесс экологического воспитания должен начинаться не с «это нельзя» или «это можно», а с формирования понимания, почему нельзя или почему можно. И для этого необходимо раннее приобщение ребенка к осознанию, что всё связано со всем.
Таким образом, рассуждает автор, стержнем программ экологического воспитания концептуально, творчески мыслящей личности должна стать формула «понимание – мышление – отношение – поведение».
Ценность подобной рабочей тетради заключается в подаче сложного материала доходчивым языком, понятным, вызывающим интерес к более сложной теме популяционной генетики, предназначенной для углубленного изучения биологии, адресованной учителям и учащимся, изучающим биологию.
Мотивация для работы над методическим материалом является для Зои Борзовой личностной оценкой своего потенциала ученого, наставника, опыт которого представляет собой практические методические наработки, так необходимые современному учителю. Для таких педагогов важен сам процесс обучения, его результативность.
Публикации востребованного методиста Борзовой можно найти в российских журналах «Биология в школе», «Всё для учителя биологии», «Химия в школе», «Начальная школа», «Модернизация образования». В московском издательстве «Русское слово» также издано учебно-методическое пособие на экологическую тему «Обитатели дома Земля», к которому прилагается рабочая тетрадь и методические рекомендации для учителя.
Другим немаловажным признаком потенциала педагога-просветителя является ее активное участие в конкурсах на грант Главы Дагестана. В 2016 году Зоя Борзова получила грант на разработку программы «Готовим фермера в школе», в которой разработаны курсы для поэтапного освоения профессии фермера в сельской школе. Программа представляет собой цикл курсов с 7 по 11 классы, включая основы почвоведения и овощеводства в зависимости от специфических особенностей региона. А это плодоводство, виноградарство, пчеловодство, включая познания основ экологии, финансовой грамотности. Что особо ценно, сельскохозяйственные курсы носят прикладной характер к курсу общей биологии, что необходимо при подготовке к ГИА. В целом же представляют особый интерес для аграрной республики. Авторская программа нацелена на формирование функциональной грамотности будущих фермеров.
Стоит порадоваться за плодотворного педагога, получившего в 2021 году очередной грант на выпуск пособия «Биоразнообразие и экологические проблемы Дагестана». Педагог, придавая большое значение внеурочной работе, считает, что именно вне школы необходимо поддерживать предметный курс биологии, что позволит детям как можно больше узнать о природной среде, стимулируя подрастающее поколение к ее сохранению.
Рабочий день Зои Васильевны неспокойный, требующий постоянного поиска, работы над собой. Но на вопрос, не устает ли она, жизнерадостная по сути, в ответ только улыбается. Ей работа в радость. Вместе с коллегами она расширяет поле деятельности, создавая методические разработки для дошкольников, ориентируясь уже на своего шестилетнего правнука. Подготовлен и опубликован материал для формирования функциональной грамотности у дошкольников через познание природы.
Удивительный человек, можно сказать, подвижник дагестанского образования, Зоя Васильевна остаётся востребованным специалистом, в ком так нуждаются молодые педагоги и восхищаются коллеги.
Среди многочисленных престижных наград Благодарность Госдумы РФ, подписанная председателем Комитета по образованию и науки В. Никоновым. Она почётный работник высшего образования РФ.
Скоро Зоя Васильевна Борзова отметит свой юбилей – 80-летие! Отмечать будет скромно, в кругу семьи. Она даже взяла отпуск на этот период, чтобы не привлекать внимания к своей персоне. Вот и с журналистом встретилась впервые. А ведь в ней есть так много всего, чтобы быть нужной людям.