C акцентом на практику
Призыв Шары, если верить всезнайке Википедии, самая главная традиция в Татьянин день – День российского студенчества (25 января). Не знаю как у вас, дорогие читатели, а в мою универскую бытность такого ритуала не было. Хотя всё вроде бы просто: надо выглянуть в окно и потрясти зачеткой, зазывая: «Шара, приди!». И услышать в ответ: «Уже в пути!», но ни в коем случае не от студента.
Говорят, при соблюдении всех правил вероятность получить желанную оценку «на шару», не прилагая особых усилий, очень велика. Да, студенты – народ веселый, находчивый и суеверный. Ну а если отбросить магию как чистый миф, то для получения хороших отметок требуется… Правильно: много упорства и старания.
Вузы сориентировались
Сегодня российская образовательная система ориентируется на потребности государства и интересы молодежи. Стали чаще использоваться и лучшие традиции советской эпохи, когда высшее и среднее образование было тесно связано с профессиональной практикой. Как и по всей стране, в Дагестане, мы знаем, ведется активная работа в данном направлении, возрождаются в том числе студенческие трудовые отряды. Эта деятельность обеспечивает временную занятость молодёжи и, что особенно важно, сулит перспективу дальнейшего трудоустройства.
Не остаются в стороне и классические школы: для современного университета очень важна связь с реальными секторами. Так, в ведущих дагестанских вузах функционируют отделы практик и трудоустройства выпускников, и после получения дипломов они продолжают оставаться в поле зрения.
Особое внимание практической направленности образования, взаимодействию и сотрудничеству с работодателями, осуществлению образовательного процесса в сетевой форме уделяется в частности Даггосуниверситетом. Здесь определен комплекс мер по совершенствованию практико-ориентированного подхода при реализации образовательных программ, качественного улучшения практической подготовки и др.
При исполнении комплексного проекта по повышению квалификации в области цифровой экономики, энергоэффективности и экологически чистых производств на базе инновационной вузовской инфраструктуры ранее было задействовано более 40 предприятий реального сектора экономики, 7 региональных министерств и ведомств.
«Подобное сотрудничество позволило расширить спектр деятельности по прикладным проектам в целях разработки уникальных методов исследования, создания образцов новой техники, материалов, интеграции университетской науки и социально-экономических сфер региона. Кроме того, эта практика влияет и на качество образовательных программ», – отмечают в ДГУ.
В ДГМУ также делают акцент на практико-ориентированном обучении. С этой целью закупаются аппаратура, различные манекены, симуляторы для кафедр, чтобы студенты могли освоить практические навыки.
Не остаются в стороне и другие наши вузы.
Ссузы тоже подтягиваются
А что система среднего образования? Как она реагирует на изменения, происходящие в мире?
Долгое время это звено находилось, скажем так, в догоняющей позиции, многие сталкивались с проблемой трудоустройства. Но вместе с тем работодатели говорили, что испытывают кадровый голод.
Теперь, по мнению начальника отдела профессионального образования и науки отраслевого министерства Дины Кунтугановой, ситуация иная: выпускники ссузов имеют предложения с зарплатой выше, чем у выпускников вузов.
«Для республики повышение престижа рабочих профессий, высококвалифицированные рабочие кадры не просто красивые слова, а задача государственной важности», – подчеркивает она.
Всё правильно. Темпы жизни растут, и учебный процесс должен быть организован в соответствии с реалиями времени.
Директор Избербашского индустриально-промышленного колледжа Раисат Гаджиалиева в этой связи отмечает, что в настоящем предъявляются высокие требования в части материально-технического обеспечения ссузов, потому что государственную итоговую аттестацию выпускники должны сдавать не в привычной большинству из нас форме экзаменов, дипломных работ, а в виде демонстрационного экзамена. Иными словами, необходимо показать все практические навыки, которые освоены ими в ходе обучения.
А в Железнодорожном колледже г. Дербента за последние два года по инициативе директора Мирсамеда Сеидова заключены договоры с эксплуатационными локомотивными депо городов Ярославля, Череповца, Бабаева, Тихорецка, Сальска и Краснодара. Ребята успешно проходят практику, получают заработную плату. Выпускники прошлых лет уже трудоустроены в этих городах. Руководство колледжа налаживает связи и с остальными регионами для прохождения производственной практики и дальнейшего трудоустройства.
Это как раз тот случай, когда трудовое воспитание выступает важнейшим элементом педагогической деятельности.