Ценный предмет
С интересом прочитал проблемную статью «Мозаика народов и культур» профессора Загира Загирова в «Дагестанской правде» от 28 августа этого года. Профессор выразил мнение учителей, ученых, общественных деятелей и, конечно, родителей: поднял важнейшую проблему – в школе детей необходимо учить родному языку.
Родной язык – душа народа. Не потому ли известные поэты Дагестана, Кавказа, России и мира с огромной любовью писали и пишут о родном языке. Так, Арбен Кардаш считает: «Лезгинский мой язык, в горах рожденный, ты всех великих языков милей!». Таким свой язык считает представитель каждого народа.
Я как человек, много лет проработавший в Институте педагогики им. А. А. Тахо-Годи, ветеран просвещения, хочу сказать, что проблема, поднятая в статье З. Загирова, обозначилась еще до развала СССР, в Дагестане – с закрытия Дагучпедгиза, издававшего учебно-методическую и детскую художественную литературу на шести родных дагестанских и русском языках.
Всем известно, что народы Дагестана после установления советской власти благодаря национальной политике Коммунистической партии получили право на бесплатное образование, возможность обучения детей в школе на родном языке. Родной язык и родная литература как самостоятельные учебные предметы вошли в учебный план.
В тяжелейшие времена, в 1943 году, в истории дагестанской школы случилось важнейшее событие: решением Совета министров РСФСР в Махачкале открыли Научно-исследовательский институт школ и Учебно-педагогическое издательство.
Обучение и воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и интернационализма невозможно в отрыве от родного языка и литературы, поэтому они в учебном плане школы должны занимать ведущее место
Параллельно с учебниками родных языков для начальных классов начали издавать первые пособия и по родным литературам: книги для чтения и литературные хрестоматии. Разрабатывались программы по родным языкам и литературам для начальных и средних классов.
В ХХI веке отсутствие в Дагестане должного внимания к обучению родным языкам и литературам негативно отражается на воспитании учащихся в духе патриотизма и интернационализма. О каком воспитании молодых патриотов можно вести речь без родного языка и родной литературы?!
Как мы могли допустить, чтобы появился закон, согласно которому из 20–25 предметов учебного плана только родной язык можно учить при несколько странных условиях: если родитель напишет заявление директору школы с просьбой учить его ребенка родному языку; если в школе есть свободное помещение и учитель-специалист?
Так, по-моему, ни в одной стране мира не поступают. Нам известно, что в Дании, например, для детей иностранцев, если наберется группа всего-то из 3 человек, находят учителя определенного языка и ведется обучение. Количество таких групп превышает шесть десятков. Наших же детей, которые по какой-то причине не посещают уроки «родного», завуч направляет на изучение нового предмета «Русский язык как родной».
А кто придумал новый учебный план из 5 вариантов, где указано еженедельное количество учебных часов на каждый предмет? На родной язык и литературу в 1–9-х классах в первом варианте выделено 4 часа, во втором – 3, в третьем – 2, в четвертом – 1, в последнем – 0. Какой школе какой вариант учебного плана подходит, решает директор. Составители учебного плана и Минобр Дагестана, видно, не интересуются дальнейшей судьбой детей.
В чем провинились родные языки? Почему с ними так обращаются? Все иностранные языки хорошие, а свои, родные, – плохие?! Откуда дует ветер? Не во вред ли мира и согласия народов Российской Федерации?
Не в лучшем положении и Институт повышения квалификации учителей: сократили кабинет родных языков и литератур; научную библиотеку довели до уровня избы-читальни. Так поступили и в ДГУ: сократили факультет дагестанской филологии. Кому это нужно? Народное Собрание РД и Правительство Дагестана должны обратить на происходящее особое внимание и вмешаться.
С 2020 года, когда дагестанской национальной школе исполнилось 100 лет, дети учатся родным языкам и литературам по пособиям журнального типа в мягких обложках, издаваемым далеко за пределами республики АО «Издательство «Просвещение» в Москве, с усеченными тиражами, учебников на всех детей не хватает.
За последние два года лезгинские пособия, например, изданы на средства Благотворительного фонда «Иман» Фирузы Керимовой, а на других языках еще не вышли: у республики денег нет. К слову, в беднейшем положении находятся национальные газеты и журналы, которыми пользуются в школах.
Каждый раз в поддержку проблемы родных языков и литератур выступали известные ученые и писатели: А. Агаев, Г. Гамзатов, С. Ахмедов, А. Вагидов, М. Атабаев, А. Гюльмагомедов и другие. В настоящее время активно выступают З. Загиров, М. Байрамбеков, Х. Вакилов, Ш. Мирзоев и другие. К сожалению, их голоса пока не услышаны.
Но как бы ни было поздно. Ведь обучение и воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и интернационализма невозможно в отрыве от родного языка и литературы, поэтому, уверен, они в учебном плане школы должны занимать ведущее место.
Каждому народу, несмотря на его численность, имеющему свой язык, нужно разрешить иметь свою письменность, обучение и воспитание детей на родном языке. Родной язык в каждой школе должен быть обязательным государственным учебным предметом. На такую высоту родной язык и литературу подняли в школах Татарcтана и Чечни. Ведь родной язык – ценный учебный предмет. Это достойный опыт, который нам следует перенять.