Что происходит в «Замках Броуди»?
То, что произошло с выпускницей одной из махачкалинских школ после неудачи на ЕГЭ по русскому языку, не укладывается в голове. «Прости, мама, я не смогла ничего написать», – говорят, такую эсэмэску отправила девочка маме, прежде чем принять смертельную дозу таблеток. По другой версии, выпускница написала маме в смс, что она сильно любит родителей, и чтобы они на нее не обижались, и что она всегда будет рядом. Буквально прилетевшие домой родители не смогли помочь дочери, не спасли ей жизнь и врачи «скорой помощи»...
«– Нет, нет, папа, – шептала она. – Я не думала, что провалюсь. Больше этого не будет, обещаю тебе! Ты ведь знаешь, что я всегда впереди всего класса. Я всегда была твоей дочкой Несси. Ты не обидишь такую маленькую, как я. Я в другой раз выдержу экзамен лучше».
Арчибальд Кронин. «Замок Броуди»
Я не хочу и не могу никого обвинять в произошедшем. Девочку рассуждениями и поисками виновных к жизни не вернешь. Хочу сказать другое: становится страшно. Страшно за собственных детей, кому предстоит еще множество экзаменов и испытаний. Страшно, потому что мы плохо понимаем детскую психику, детские страхи и бросаем собственных детей неподготовленными в жестокий и непредсказуемый мир.
Почему мы не задумываемся, отправляя детей в школу, о том, что там с ними происходит? Почему требуем отличных и хороших оценок, не вникая в то, как учат их в школе, и учат ли их вообще? Почему мы сами не учим наших детей учиться – учиться жить, учиться не бояться экзаменов, учиться преодолевать трудности, учиться решать житейские задачи?
Часто мы, сами того не признавая, хотим решить через своих детей собственные нереализованные амбиции: «Я в школе был лучшим учеником!» Мы искренне огорчаемся четверкам и тройкам, которые иногда приносят из школы наши дети. Это огорчение они видят в наших глазах, это огорчение мы громогласно высказываем: «Да я в твои годы учился только на пятерки!» Мы не хотим разбираться, чем вызвана плохая оценка, не знаем и не хотим знать, что не выучил и на какие вопросы не ответил наш ребенок, почему он не справился с заданием на уроке. Мы требуем от своих детей не твердых, хороших знаний, умений, компетенций, а отличных оценок. Мы требуем, заставляем, принуждаем…
Старший мой сын, Камиль, заканчивает третий курс математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Он очень спокойный, уверенный в своих силах. Семь лет назад, будучи учеником восьмого класса, сын сказал мне: «Папа, не надо помогать мне с ЕГЭ, я сам буду сдавать». Сам сдал ЕГЭ, сам поступил именно в тот вуз, куда хотел поступить. На матмехе СПбГУ учиться не так легко. Минимум три сессии Камиль оканчивал с одной двойкой. И спокойно, методично, без нервной экзальтации готовился и пересдавал экзамены.
Младший сын, Тимур, перешел в шестой класс. Он, наоборот, очень впечатлительный и мнительный, боится плохо ответить на уроке, плохо сдать экзамен. Начальную школу прошел у одной из лучших учительниц республики (как показал конкурс «Учитель года»), однако с математикой он пока не подружился. Говорят, что в его школе прекрасные учителя, тем не менее он ходит заниматься дополнительно к своей же учительнице по математике, но получает всего лишь четверки. И, скажу честно, я за него боюсь и ищу другую школу, где его будут действительно учить.
Надо что-то менять. И многое. Не должно быть жесткого отношения к выпускникам во время проведения Единого государственного экзамена. Экзамен вообще – психологическое испытание, на которое мы отправляем неокрепших, морально не готовых детей. А такое испытание, как ЕГЭ, не каждый взрослый выдержит…
Учителям желательно относиться к своим ученикам с пониманием, что ЕГЭ – это суровое испытание для них, и не подсказывать, упаси бог, а создавать доброжелательную, спокойную, насколько возможно теплую атмосферу на экзамене.
Нам же, родителям, надо понять, что, если ребенок не сдал экзамен, это еще не конец света. Ведь именно мы в первую очередь их пугаем, накручиваем: «Не сдашь экзамен, увидишь, что с тобой будет!» Ребенок воспринимает наши слова буквально, ему более всего важно наше отношение к нему, он боится нас подвести. Маленькая Несси из романа Кронина погибла, боясь жесткой реакции отца на свой провал. А маленькая Ума из махачкалинской школы, которую в семье очень любили, ушла из жизни, боясь их огорчить, увидеть, как они расстроены.
Любите своих детей, поддерживайте их, верьте в их силы и таланты, не стесняйтесь показывать детям, что вы их любите и в них верите. И не делайте трагедию, если ваш ребенок с чем-то не справился. Наоборот, объясняйте вашим сыновьям и дочерям, что завтра будет новый день и новые возможности.