X
01:38 27.06.2018

Что происходит в «Замках Броуди»?

Саид Ниналалов
Выпуск - 2018 №165-166
30

То, что произошло с выпускницей одной из махачкалинских школ после неудачи на ЕГЭ по русскому языку, не укладывается в голове. «Прости, мама, я не смогла ничего написать», – говорят, такую эсэмэску отправила девочка маме, прежде чем принять смертельную дозу таблеток. По другой версии, выпускница написала маме в смс, что она сильно любит родителей, и чтобы они на нее не обижались, и что она всегда будет рядом. Буквально прилетевшие домой родители не смогли помочь дочери, не спасли ей жизнь и врачи «скорой помощи»...

«– Нет, нет, папа, – шептала она. – Я не думала, что провалюсь. Больше этого не будет, обещаю тебе! Ты ведь знаешь, что я всегда впереди всего класса. Я всегда была твоей дочкой Несси. Ты не обидишь такую маленькую, как я. Я в другой раз выдержу экзамен лучше».
Арчибальд Кронин. «Замок Броуди»

Я не хочу и не могу никого обвинять в произошедшем. Девочку рассуждениями и поисками виновных к жизни не вернешь. Хочу сказать другое: становится страшно. Страшно за собственных детей, кому предстоит еще множество экзаменов и испытаний. Страшно, потому что мы плохо понимаем детскую психику, детские страхи и бросаем собственных детей неподготовленными в жестокий и непредсказуемый мир.

Почему мы не задумываемся, отправляя детей в школу, о том, что там с ними происходит? Почему требуем отличных и хороших оценок, не вникая в то, как учат их в школе, и учат ли их вообще? Почему мы сами не учим наших детей учиться – учиться жить, учиться не бояться экзаменов, учиться преодолевать трудности, учиться решать житейские задачи?

Часто мы, сами того не признавая, хотим решить через своих детей собственные нереализованные амбиции: «Я в школе был лучшим учеником!» Мы искренне огорчаемся четверкам и тройкам, которые иногда приносят из школы наши дети. Это огорчение они видят в наших глазах, это огорчение мы громогласно высказываем: «Да я в твои годы учился только на пятерки!» Мы не хотим разбираться, чем вызвана плохая оценка, не знаем и не хотим знать, что не выучил и на какие вопросы не ответил наш ребенок, почему он не справился с заданием на уроке. Мы требуем от своих детей не твердых, хороших знаний, умений, компетенций, а отличных оценок. Мы требуем, заставляем, принуждаем…

Старший мой сын, Камиль, заканчивает третий курс математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Он очень спокойный, уверенный в своих силах. Семь лет назад, будучи учеником восьмого класса, сын сказал мне: «Папа, не надо помогать мне с ЕГЭ, я сам буду сдавать». Сам сдал ЕГЭ, сам поступил именно в тот вуз, куда хотел поступить. На матмехе СПбГУ учиться не так легко. Минимум три сессии Камиль оканчивал с одной двойкой. И спокойно, методично, без нервной экзальтации готовился и пересдавал экзамены.

Младший сын, Тимур, перешел в шестой класс. Он, наоборот, очень впечатлительный и мнительный, боится плохо ответить на уроке, плохо сдать экзамен. Начальную школу прошел у одной из лучших учительниц республики (как показал конкурс «Учитель года»), однако с математикой он пока не подружился. Говорят, что в его школе прекрасные учителя, тем не менее он ходит заниматься дополнительно к своей же учительнице по математике, но получает всего лишь четверки. И, скажу честно, я за него боюсь и ищу другую школу, где его будут действительно учить.

Надо что-то менять. И многое. Не должно быть жесткого отношения к выпускникам во время проведения Единого государственного экзамена. Экзамен вообще – психологическое испытание, на которое мы отправляем неокрепших, морально не готовых детей. А такое испытание, как ЕГЭ, не каждый взрослый выдержит…

Учителям желательно относиться к своим ученикам с пониманием, что ЕГЭ – это суровое испытание для них, и не подсказывать, упаси бог, а создавать доброжелательную, спокойную, насколько возможно теплую атмосферу на экзамене.

Нам же, родителям, надо понять, что, если ребенок не сдал экзамен, это еще не конец света. Ведь именно мы в первую очередь их пугаем, накручиваем: «Не сдашь экзамен, увидишь, что с тобой будет!» Ребенок воспринимает наши слова буквально, ему более всего важно наше отношение к нему, он боится нас подвести. Маленькая Несси из романа Кронина погибла, боясь жесткой реакции отца на свой провал. А маленькая Ума из махачкалинской школы, которую в семье очень любили, ушла из жизни, боясь их огорчить, увидеть, как они расстроены.

Любите своих детей, поддерживайте их, верьте в их силы и таланты, не стесняйтесь показывать детям, что вы их любите и в них верите. И не делайте трагедию, если ваш ребенок с чем-то не справился. Наоборот, объясняйте вашим сыновьям и дочерям, что завтра будет новый день и новые возможности.

Тэги:
ЕГЭ,

Похожие

ЕГЭ на 100 баллов? Легко!

84
У многих школьников слово «ЕГЭ» вызывает тревогу, страх. Всё потому, что данный этап кажется...

«Неуд» – не катастрофа

64
Завершился основной период сдачи ЕГЭ. Остались позади экзамены, волнения и выпускные вечера.

Экзамены, определяющие будущее

18
В Дагестане 23 мая стартовал основной период сдачи Единого...

ЕГЭ для родителей

8
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

25
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

ЕГЭ следующий?

37
Касается российских студентов и преподавателей: Глава государства Владимир Путин предложил...

Верим в свои силы и знания

18
С 26 мая по 2 июля продлится основной этап Единого государственного экзамена. В первый...

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

21
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

11
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

114
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...