Купить PDF-версию
X
07:10 09.10.2013

Чтобы стать успешным

Основатель научной школы РФ «Совершенствование содержания и методов обучения математике в школе и вузе», обладатель Гранта Президента РД в 2010 году в области науки и сертификата РАЕ «Золотой фонд отечественной науки» за монографию «Об альтернативном подходе к разработке школьных курсов математики» (Москва, 2010 г.), профессор кафедры методики преподавания математики и информатики ДГПУ Ханали Шихалиев занимается исследованиями в области современных образовательных технологий.

— Ханали Шихалиевич, как, с Вашей точки зрения, соотнести происходящие в образовании перемены с опытом прошлых лет, исторических реалий?
Основываясь на достижениях в математической науке, академик А. Колмогоров еще в советский период пытался реформировать школьное математическое образование, желая приблизить школьный курс математики к уровню развития науки. Однако по объективным и субъективным причинам это новшество было воспринято неоднозначно, подверглось критике. В те годы я учился в аспирантуре в Москве и увлекся идеями А.Колмогорова. Занимаюсь вопросами совершенствования содержания и методов обучения математике в школе и сегодня. И рад тому, что идеи, послужившие основой авторских научно-педагогических исследований и опытно-практических работ, стали прообразом инновационной науки современности.
— Сегодня математика выходит на передний план в образовательном процессе. Притом, что многие школьники не любят этот предмет и, как следствие, не знают его. Как примирить это противоречие?
— Современная познавательная деятельность человека опирается на три главных рычага: лингвистику, математику и информатику. И математика в этом познавательном процессе действительно занимает ведущую позицию. В связи с этим встает вопрос: «Что нужно взять из математики, чтобы эти знания стали средствами познания для любого человека, легли в основу его познавательной (математической) культуры?». Говоря другими словами, важнейшей задачей школы на современном этапе развития общества является создание у молодежи положительного имиджа точных наук, чтобы она, окончив школу и высшие учебные заведения, осознавала наличие прямой связи между уровнем ее математической культуры и личным успехом каждого в жизни, карьере, а значит, чтобы быть успешным человеком в жизни, надо овладеть хотя бы основами математической науки. В этой связи необходимы изменения содержания школьного математического образования и методы обучения исходя из требований реформы образования. Задачу облегчает то, что новые стандарты по математическому образованию пересекаются с нашими разработками  и рекомендованы для внедрения в практику МОН РФ. Более того, эти научные методы не требуют дополнительной подготовки к ЕГЭ. Сама система обучения формирует у школьников необходимые базовые знания, умения и навыки. При этом учащиеся усваивают причинно- следственные связи не только в  формальных упражнениях, но с учетом происходящих физических явлений вокруг нас. Другими словами, учащиеся учатся производить анализ процессов и пользоваться синтезом  на стыке наук.
— В 2015 году планируется в обязательном порядке переход всех школ  на ФГОС основного общего образования. Что, по-вашему, является отличительной особенностью стандартов нового поколения?
— Прежде всего система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия, рассматриваемые в контексте содержания конкретных учебных предметов. Важным элементом формирования таких универсальных учебных действий является ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях, формирование способности грамотно их применять, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции. И, что очень важно, все это формирует основы гражданской идентичности.
Другой отличительной особенностью обучения в современной школе является то, что информационно-коммуникативные средства являются наиболее перспективным направлением в реализации проектной методики обучения, участвуя в которой, учащиеся знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях и основаны на знании точных наук.
Таким образом, интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета на уроках по другим предметам. И в целом реформа образования нацелена на формирование личности, обладающей глубокими знаниями, самое главное, умеющей добывать их самостоятельно в процессе обучения.

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

36
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

27
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

8
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

26
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

24
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

32
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

5
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

6
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

16
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

11
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...