Директоров школ вызовут к доске
В последние месяцы сфера образования Дагестана несколько раз становилась объектом обсуждений с негативными комментариями. При этом далеко не последнее место в новостных материалах занимала деятельность директоров школ, в которых или случилась трагедия, или, к счастью, её удалось предотвратить.
Естественно, что на проблему такого опасного рецидива обратило внимание руководство республики. К тому же, по мнению части родителей, руководят образовательными учреждениями порой люди, не имеющие ничего общего с педагогической деятельностью.
Периодически из районов и городов Дагестана поступают сообщения от недовольных граждан в связи с тем, что назначенный директор образовательного учреждения ранее не учительствовал и не соответствует занимаемой должности. Комментируя эту информацию, в Министерстве образования и науки РД напомнили, что ведомство не назначает директоров образовательных организаций в муниципалитетах. А для искоренения в будущем фактов назначений на эту должность некомпетентных руководителей предприняты меры. Так, Указом Главы РД от 8 июня 2021 года № 118 внесены изменения в регламент взаимодействия органов исполнительной власти РД и органов местного самоуправления, утверждённый Указом Президента РД от 2 сентября 2008 года № 181.
Если коротко, то главам муниципальных районов и городских округов рекомендовано предварительно согласовывать кандидатуры на должности руководителей муниципальных учреждений (муниципальных унитарных предприятий) с руководителями органов исполнительной власти соответствующей отраслевой компетенции.
Как пояснили в профильном министерстве, по поручению Сергея Меликова Председатель Правительства РД направил в адрес глав МО соглашение с Минобрнауки РД о проведении аттестаций на должность руководителей образовательных организаций в соответствии с новым порядком аттестации, утверждённым кабмином, с включением в состав комиссий представителей отраслевого ведомства и использованием инструментов независимой оценки управленческих компетенций претендентов.
Ряд муниципалитетов уже поддержал инициативу выстраивания единого образовательного пространства на территории республики. В их числе города Дагестанские Огни, Хасавюрт, Кизляр, Кумторкалинский, Хунзахский и Шамильский районы. Мы связались с некоторыми из них.
«Конечно, я согласен с тем, что необходимо проводить аттестацию назначаемых руководителей образовательных учреждений совместно со специалистами Минобрнауки РД. Такой формат работы только во благо», – говорит и. о. начальника управления образования г. Хасавюрта Абакар Абакаров.
Его коллега из Хунзахского района Патимат Гамзатова в этой связи подчеркнула важность другого аспекта – привлечение молодых специалистов в образовательный процесс в целом. Совместная работа опытных учителей с будущими педагогами поможет улучшить качество образования и воспитания, считает она.
«Было время, когда педагогический вуз республики отправлял к нам в район студентов на практику, в последние же годы это сотрудничество прекратилось, что весьма неоправданно хотя бы с позиции привития заинтересованности в участии в программе «Земский учитель». Если бы наши молодые коллеги приезжали, видели, насколько благоустроен наш район, желающих работать по программе было бы гораздо больше. Будем надеяться, что ситуация изменится», – выразила надежду Патимат Гамзатова.
А начальник управления образования Кумторкалинского района Магомедджалил Агалаев отметил, что комментировать ещё рано, так как «вопрос до конца не проработан».
В начале мы озвучили предполагаемую взаимосвязь между отсутствием должных профессиональных навыков у директоров школ и трагическими случаями в образовательных учреждениях. То, что внесение изменений в регламент взаимодействия органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления является следствием ряда резонансных событий, тоже исключительно журналистское предположение, родившееся в условиях крайнего дефицита информации. В подобной ситуации ничего другого не остаётся, как домысливать.
Речь идёт о вещах, в которых нет двух неизвестных. Есть отсутствие грамотного подхода к педагогическому процессу и со стороны директоров, и со стороны преподавателей, что в конечном итоге приводит к печальным последствиям. Отдельные случаи дискриминации учащихся, проявляемые в наших школах, не могут успокаивать общественность и родителей. Они, что гораздо хуже, рождают неприкрытую неуправляемую агрессию у учеников. А потом мы удивляемся, откуда берутся преступники, расстреливающие своих одноклассников и бывших учителей.
И вот тут задача. Дано: проблемы, возникающие в связи с непрофессиональной деятельностью директора школы. Найти: руководителя, работающего по специальности. Решение: адекватное отношение к такой задаче как со стороны муниципальных властей, так и со стороны соответствующих комиссий, принимающих решения о компетенциях «экзаменуемых». Ведь если всё в конечном итоге сведётся к договорённостям или куначескому подходу, то и задумка по очищению отрасли от некомпетентных кадров обречена на провал.
«Дагестанская правда» будет отслеживать ситуацию.